Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Проблема » 24 квадратных километра техногенного хаоса

24 квадратных километра техногенного хаоса

31-01-2019, 10:22
Автор: nautilus
Просмотров: 1 478
Комментариев: 0
24 квадратных километра техногенного хаоса24 квадратных километра техногенного хаоса — именно так метко выразился председатель комитета по законодательству о государственном строительстве области и местном самоуправлении Законодательного Собрания Иркутской области Виктор Побойкин, когда услышал, что происходит на территории бывшего Усольехимпрома. Ситуацию подробно разбирали на совместном заседании трех комитетов областного парламента по вопросам местного самоуправления, природопользования и собственности. Поводом для такого пристального внимания областной власти стал запрос депутата Законодательного Собрания Степана Франтенко, к которому, понимая всю глубину проблемы, присоединились многие его коллеги. Напомним, целая цепочка чрезвычайных ситуаций на промплощадке Усольехимпрома началась в мае прошлого года и, по большому счету, не заканчивается до сих пор.  

Три группы опасности

Выступая перед депутатами, замминистра природных ресурсов и экологии Иркутской области Нина Абаринова сообщила, что специалисты ее ведомства не единожды выезжали на территорию Усольехимпрома, в итоге там выявлено 224 наиболее опасных объекта, которые в той или иной степени несут угрозу.


— Первоочередные объекты, которые требуют незамедлительного принятия мер — это две железнодорожные цистерны с четереххлористым кремнием. Обе лежат на боку, под давлением, в любой момент может произойти разгерметизация, если ветер понесет ядовитое облако на город, это крайне опасно, — рассказала Нина Абаринова. — Плюс обнаружено 13 цистерн с остатками эпихлоргидрина и одна полная цистерна. Перечень особо опасных объектов продолжают около тысячи баллонов с остатками ртути, в каждом от одного до пяти литров. Все они не закрыты, и с наступлением тепла ртуть начнет испаряться в атмосферу, о последствиях всем известно.

 

Н.Абаринова выделила и другие опасные объекты: 24 так называемой второй группы опасности и остальные, которые определены в третью группу. В нее вошли, например, соляные скважины, в которые по разным архивным данным закачано для хранения 18 тысяч тонн эпихлоргидрина. Отходы являются собственностью Усольехимпрома. По документам в 2013-2015 годах их должны были законсервировать и поставить на учет в Ростехнадзор. Выполнено это или нет, не выяснено до сих пор. Стоимость утилизации одной только ртути — полтора миллиона рублей. Обследование 24 объектов второй группы опасности предварительно обойдется в 40 миллионов рублей. Эти деньги уже сейчас закладываются в областной бюджет. В конце прошлого года по поручению губернатора Иркутской области Сергея Левченко начали готовить указ по введению на территории промплощадки Усольехимпрома режима повышенной готовности. В результате этого из областного резервного фонда можно будет выделить деньги и на ликвидацию обнаруженных опасных объектов, и на ограничение доступа на Усольехимпром мародеров.

 

Погибших уже пятеро

На сегодняшний день территория бывшего Усольехимпрома занимает 24 квадратных километра, это треть всего Усолья-Сибирского. Мэр Усолья Максим Торопкин сообщил, что с мая 2018 года на территории промплощадки Усольехимпрома произошло 22 только крупных происшествия, мелкие уже не в счет, когда у населения города была реальная угроза не только экологической катастрофы, но и социальной. Это разгерметизация цистерны с четыреххлористым кремнием, отключение резервного ввода электрокабеля единственного действующего водозабора «Белая» (он работал на одной линии электропередач в течение нескольких месяцев), отключение подстанции, питающей энергоснабжение цеха канализационной очистки всего города, различные возгорания, в том числе и в бывшем цехе ртутного электролиза, прекращение подачи холодной воды на предприятия, находящиеся на территории Усольехимпрома. Было также облако неизвестного вещества из распиленной резервуарной емкости, падение подпиленной опоры на действующую линию электропередач. Все важные городские инфраструктуры проходят по территории «Усольехимпрома». И практически все они существенно пострадали от рук мародеров. Есть и человеческие жертвы — пять усольчан погибли во время резки металла!

 

— И это только те, о которых известно городским властям, — добавил депутат Законодательного СобранияСтепан Франтенко. — Я считаю делом первостепенной важности для правительства Иркутской области выделить средства на охрану территории, чтобы обезопасить ее от мародеров, утилизировать все обнаруженные опасные объекты. Если этого не сделать, могут пострадать жители Усолья. Пары четереххлористого кремния чрезвычайно ядовиты, в повышенной концентрации могут привести к судорогам и смерти людей. А у нас этого вещества — две цистерны по 50 тонн! Пары ртути вызывают онкологические заболевания…

 

По словам Максима Торопкина, конкурсный управляющий предприятия-банкрота только после введения режима чрезвычайной ситуации на промплощадке сменил, наконец, охранное агентство и стал выделять 567 тысяч рублей в месяц на охрану огромной территории. Но и того недостаточно! Кстати, сотрудниками этого охранного агентства была остановлена машина с 500 баллонами с 34 килограммами ртути. Еще столько же обнаружили на одном из складов. Арестованную машину загнали на этот склад и заварили ворота.


— 3 января на заседании Комиссии по чрезвычайным ситуациям мною было принято решение выделить из городского резервного фонда 80 тысяч рублей для круглосуточной охраны этого склада. Но это только на месяц, который заканчивается в начале февраля,- подчеркнул мэр города. - Весь резервный фонд Усолья-Сибирского — 250 тысяч рублей, и сейчас только начало года, он еще может понадобиться. Необходимо выделение средств на охрану промплощадки, городской бюджет это не потянет, тем более это не наше имущество, мы на это даже не имеем право тратить деньги.

 

Что делать?

Полученной информацией присутствующие, безусловно, были впечатлены. Депутат Законодательного Собрания Антон Романов спросил, почему бездействуют правоохранительные органы:

— Мне непонятна позиция природоохранной прокуратуры, когда дело касается домов и дач на берегу Байкала, безоговорочно принимаются решения их сносить. А здесь такой вопиющий прецедент нанесения вреда природе, и никакой реакции. Почему происходит какое-то сюсюкание с собственником, с конкурсным управляющим? Где посадки виновных в места лишения свободы?!

 

На что представитель Байкальской природоохранной прокуратуры сообщила, что за прошедший год Ангарской природоохранной прокуратурой в правоохранительные органы и Следственный комитет направлено четыре материала. В итоге возбуждено три уголовных дела по факту загрязнения атмосферного воздуха, почвы и факту незаконного обращения с опасными отходами промышленного производства. Эти уголовные дела в настоящее время расследует Следственный комитет. По четвертому материалу — по незаконному обращению с ломом черных металлов, загрязненных ртутью (речь идет о предпринимателе, который вывозил его с промплощадки), то он направлен на дополнительную проверку и, скорее всего, также будет возбуждено уголовное дело. Ангарской природоохранной прокуратурой также был направлен иск в суд о запрете демонтажа и вывоза строительных и металлических конструкций на территории Усольехимпрома. Суд удовлетворил этот иск в ноябре 2018 года.


— В рамках своей компетенции, охраны природы, мы принимаем меры, — завершила свой доклад представитель Байкальской природоохранной прокуратуры.

А вот по хищениям, преступлениям экономической и прочей направленности прокомментировать ситуацию оказалось некому — представители других правоохранительных органов на заседании не присутствовали.

 

Виктор Побойкин вспомнил, к каким серьезным последствиям сразу для нескольких муниципалитетов вниз по Ангаре привела чрезвычайная ситуация с розливом нефти с территории Усольехимпрома в 2011 году. Без отопления осталась Михайловка, без водоснабжения — Черемхово и Свирск. Для ликвидации ЧС тогда пришлось привлекать, в том числе, Вооруженные силы.

 

— Проблема в том, что на сегодняшний день собственник открещивается от наиболее проблемного имущества,— сказал министр природных ресурсов Иркутской области Андрей Крючков. — А раз нет собственника, то и привлечь к ответственности, в том числе, уголовной некого. В рамках режима повышенной готовности мы будем вывозить то, что там есть опасного. Не надо забывать, что по программе демеркуризации ртутных отходов мы вывезем остатки бывшего цеха ртутного электролиза, но сколько еще останется там опасных объектов, которые в эту программу не вошли?! И на которые мы не имеем никакого права заводить бюджетное финансирование… Нужна совместная работа по понуждению передать все объекты инфраструктуры бывшего Усольехимпрома в собственность Иркутской области для дальнейшего проведения изысканий и полной ликвидации как очага загрязнения.

Тут же на заседании выяснилось, что режим повышенной готовности начнет действовать только в начале февраля, при том, что по закону еще около месяца займет процедура конкурса на охрану и вывоз опасных объектов. Вопрос, кто этот месяц будет охранять проблемную промплощадку от мародеров, повис в воздухе.


Очевидно, он все же будет решен на месте, в Усолье на выездном заседании. Для решения сложившейся чрезвычайной ситуации в Усолье-Сибирском будет создана межведомственная рабочая группа по вопросам утилизации отходов на территории промышленной площадки ООО «Усольехимпром» и «Усолье-Сибирский Силикон». Об этом заявил спикер областного парламента Сергей Сокол. Он также проведет в начале февраля выездное заседание с участием депутатов Заксобрания региона, представителей областного правительства и федеральных контролирующих ведомств. Сюда же планируется пригласить собственника и конкурсного управляющего промплощадки.

Ольга КОРОЛЁВА.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика