Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » 50 лет взлётов и падений Анатолия Гриня

50 лет взлётов и падений Анатолия Гриня

14-01-2019, 09:36
Автор: nautilus
Просмотров: 2 123
Комментариев: 0
50 лет взлётов и падений Анатолия ГриняАнатолий Гринь в Усолье — человек известный, в 1970-1980-е годы он, выражаясь современным языком, был на местном уровне просто мега-звездой, с чьей-то легкой руки его даже называют патриархом усольской «попсы». Потому что именно Анатолий Гринь стал одним из основателей первого в городе невероятно популярного профессионального музыкального коллектива «Скифы», песни которого взрывали танцплощадки Усолья. Сам Анатолий Пантелеевич считает самым важным из всего собой сделанного три вещи: создание вокально-инструментального ансамбля «Скифы», причастность к организации городского фестиваля бардовской песни «Бардак» и участие в создании вокального конкурса «Новые голоса Усолья». 
 

Из поющей семьи

Маленького Толю в Усолье в пятилетнем возрасте привезли из Украины родители. В большой украинской семье, где было пятеро ребятишек, пели все, и детство Анатолия прошло в буквальном смысле под украинские напевы. В такой музыкальной атмосфере уже в первом классе мальчик впервые взял в руки баян и сам научился на нем играть. К сожалению, в семье жили небогато, платить за обучение младшего сына нотной грамоте возможности не было. Но если уж что-то дано человеку, все равно проявится. Уже через два года самостоятельных занятий Толя мог на слух подобрать на баяне любую мелодию.

 

Творчество буквально притягивало мальчика, учась в школе № 7, он семь лет занимался в танцевальном кружке под руководством Галины Ивановны Просвирниной, тогда она была старшей пионервожатой школы. А когда перешел в девятый класс, случайно встретил на улице друга, который, перебирая гитарные струны, пел: «Будь проклята ты, Колыма…».

 

— Мне так понравилась эта песня, что я выпросил на несколько часов гитару и всю ночь учился на ней играть. К утру у меня все пальцы были до крови изрезаны струнами, но мелодию я наигрывал уже свободно! — вспоминает Анатолий Гринь. — В десятом классе мы с друзьями собрали свою первую группу, играли во дворе, выступали в ДК «Химик», тогда он размещался в здании, где сейчас располагается ДДТ.

 

Позже в Доме культуры «Мир» музыкант Владимир Бондаренкоорганизовал молодежный ансамбль, в который вошли, кроме Анатолия Гриня, его друзья Геннадий Хомколов, Виктор Купцов, Володя Копылов и другие. Ребята стали исполнять популярные песни тех лет и очень скоро стали известными среди усольчан, про них написали в областной газете «Советская молодежь». Но поскольку в вуз Анатолий не поступил, его забрали служить в армию. Казалось бы, на два года о музыке придется забыть, но получилось все наоборот: каждые выходные музыкальный солдат играл на танцах в гарнизонном Доме офицеров своей летной части в окрестностях Уссурийска на Дальнем Востоке.

 

Случайностей не бывает

Демобилизовавшись из армии в июне 1971 года, Анатолий вернулся домой в Усолье. Надо сказать, служба не прошла даром, там было больше времени, и Анатолий по самоучителю классической школы Матео Каркасси научился хорошо играть на шестиструнной гитаре. Дальнейшую жизнь на много лет вперед определила случайность: шел по рынку, увидел, что двое парней продают гитару, подошел, наиграл мелодию. Ребята, а это были братьяВладимир и Виктор Дорожкины, заинтересовались. Познакомились, тут же пошли в ресторан «Сибирь», где братья подрабатывали по вечерам музыкантами. Анатолий играл и пел вместе с ними, они показывали друг другу, кто на что способен в музыкальном плане. Новую группу ждал аншлаг у посетителей ресторана, которые не поскупились и на щедрый гонорар. Фактически так июньским вечером и родился будущий коллектив группы «Скифы».

 

Анатолий на тот момент уже был трудоустроен в ДК «Мир» на должность руководителя эстрадного оркестра.

— Я обратился к директору ДК «Мир» Борису Фридману и рассказал о том, что есть талантливые ребята, он пошел навстречу и разрешил создать группу,- рассказывает А.Гринь. - Уже в ноябре 1971 года «Скифы» официально начали выступать. Мы очень быстро получили известность.

 

Медные трубы

С этого момента начался стремительный взлет популярности новой группы, которую назвали «Скифы». Ребята исполняли песни собственного сочинения, пришедшиеся по вкусу тогдашней неизбалованной свежим музыкальным материалом аудитории.

 

— Мы в буквальном смысле «гремели» в Усолье, — говорит Анатолий Гринь. — Были желанными гостями на любой сцене, танцплощадке, в ресторанах, тогда это были «Сибирь» и «Пещера». Выступали на городских праздниках. Стали кумирами усольской молодежи. От города ездили с концертами по всей Иркутской области на различные музыкальные конкурсы и смотры сельского, городского, областного масштабов. Практически всегда оказывались если не победителями, то в числе призеров. Этот «золотой» период длился для нас лет десять. Одна из важнейших побед — в областном телевизионном певческом конкурсе, посвященном 60-летию комсомола, - «Любовь, комсомол и весна». Тогда в качестве солистки с нами выступала Евгения Бураева, ставшая в нашем городе невероятно известной. После этой победы нас пригласили выступить в Москве. Но — не случилось. Из-за нарушения дисциплины группу пришлось распустить. В столицу поехала одна Евгения Бураева уже с другим коллективом. А я по рекомендации директора ДК «Мир» Бориса Фридмана набрал новую группу «Лель». Но… прошло время, «Скифов» знали в области, ждали в городе на каждом празднике. А «Лель» все же был на порядок слабее, такой популярности ребята так и не обрели. В общем, приняли решение группу «Скифы» возродить. Увы, ненадолго. Группа после торого рождения очень быстро распалась. Тому было много причин, о которых я сейчас широкой общественности говорить не хочу.


Набрав младший состав «Скифов», Анатолий Гринь продолжил выступать при клубе завода горного оборудования. Но эпоха расцвета вокально-инструментальных ансамблей уже ушла. В 1980-е годы по всей стране стали открывать дискотеки, где включали фонограмму известных отечественных, а чаще — зарубежных исполнителей. Советские ВИА никак не могли тягаться в популярности с западными кумирами. Плюс ко всему, большую роль сыграла, как это бы сейчас сказали, рентабельность. Зачем платить заработную плату целому коллективу, если можно просто включить магнитофон и получить не меньший восторг (и покупаемость билетов) от аудитории? В результате весь состав группы «Скифы» был уволен.

— Я считаю, что тогда на годы был подписан приговор «живой» музыке в нашей стране, — делится мнением Анатолий Гринь. — И «Скифы» тоже попали в эту волну. Ну, а потом, впоследствии, в 1990-е годы вообще все пришло в упадок, музыканты влачили жалкое существование.

 

Творческие люди не сдаются!

В сложный период Анатолий Гринь пытался держаться на плаву. Он вернулся в ДК «Мир» аккомпаниатором в танцевальный коллектив, вел кружок гитаристов. А потом его пригласили на швейную фабрику «Ревтруд» художественным руководителем, где он создал новый музыкальный коллектив. В середине 1980-х эта тенденция охватила практически все производственные объединения города. Свои музыкальные группы создавали на Усольехимпроме, на Силиконе, даже при ГПТУ-11. Но и этому короткому творческому подъему пришел скорый конец. Новый экономический строй в стране уничтожил не то, что музыкальные коллективы — рухнули промышленные предприятия-гиганты. А те, что остались, о музыке думали в последнюю очередь…


Анатолий Гринь устроился в школу № 15 ночным сторожем. В 1987 году он поступает на заочное отделение Ленинградской высшей профсоюзной школы культуры.

— Пока пять лет учился, СССР, к сожалению, распался. Поступал в одно учебное заведение, окончил другое, страну переименовали, и вуз мой тоже — он стал Санкт-Петербургский гуманитарный университет профсоюзов,— рассказывает Анатолий Гринь. — Но ведь суть от этого не поменялась. В 1992 году я получил диплом педагога-организатора. Мне тогда было уже 42 года. Диплом я защищал с гитарой в руках, мне помогали питерские барды. Мы устроили настоящий мини-концерт. Защитился на «отлично». Оценили. Предложили должность директора клуба в городе Приозерске Ленинградской области. Честно — я такого не ожидал. Но, как бы это ни было приятно… Сорваться с тремя детьми и женой в новую реальность, все эти переезды, продажи-покупки квартиры, новое абсолютно все в чужом городе в такой сложный период экономического становления страны… Посоветовался с супругой Валентиной, и мы не решились. Хотя по Петербургу до сих пор скучаю. Это особенный город.

 

Педагог, организатор, музыкант

Обладателя диплома о высшем образовании Анатолия Гриня перевели из сторожей в педагоги дополнительного образования. Он курировал всю художественную самодеятельность своей школы. В этот период создал ансамбль «Пятнашки» (забавное название — по аналогии с номером школы), который занимал первые места во многих конкурсах. Дети в коллектив шли с удовольствием.

 

По совместительству подрабатывал педагогом-организатором в школе № 8, в гимназии № 1, затем в лицее № 1, куда впоследствии перешел на постоянную занятость. С лицеистами работалось интересно, в разные годы было создано несколько ярких, самобытных групп, также занимавших призовые места на различных конкурсах. В педагогической работе, на которой наш герой «горел» как и в молодые годы, прошло десять лет.

Именно в этот период Анатолий стал одним из инициаторов возрождения городского фестиваля бардовской песни «Бардак».


— Идейными вдохновителями этого фестиваля стали журналист Александр Гордин и его жена Ольга, — вспоминает Анатолий Гринь. — Они искали соратников и, конечно, я поддержал это начинание, предоставил аппаратуру, которой у ребят не было. Но со временем сама идея «Бардака», которая ставилась в его основу, — предоставление публичной площадки для авторов и исполнителей собственных текстов и музыки, приказала, как говорится, долго жить. Люди приезжали просто отдохнуть на берегу реки, выпить, пообщаться в теплой компании, перепеть чужие песни… С творческой точки зрения это уже не представляло никакой ценности. А когда главные идеологи, Александр и Ольга Гордины, переехали в Иркутск, все само собой сошло на нет.


Возможно, сопричастность к созданию «Бардака» повлияла на Анатолия в новом качестве: ему захотелось и самому стать организатором общегородского конкурса талантов. И когда его друг Геннадий Соколов подал в 2006 году идею создания вокального конкурса, А.Гринь ее подхватил. Так родились «Новые голоса Усолья». Под имя кумира поколения усольчан-меломанов 1970-80-х нашлось немало спонсоров, этот проект стал в свое время очень престижным, подарил нашему городу открытие множества вокалистов. Таких, как Игорь Лобанов, Ирина Шошкина, Александр Уданенко, Геннадий и Светлана Соколовы и многих других.

 

 

Сейчас Анатолий Гринь на пенсии, у него уже семь внуков! Но он не тот человек, чтобы просто отдыхать. Занимается спортом, рыбалкой, охотой, активно выступает на корпоративах, праздниках различных масштабов, недавно вернулся из Красноярска, где выступал с концертом перед концерном лесорубов. Стал одним из победителей первого усольского городского конкурса «Голос 50+». Участвовал также во всероссийском песенном конкурсе «Крымский мост».

А в апреле 2019 года планирует дать большой концерт-бенефис в Усолье.

— Это будет некий творческий отчет за 50 лет моей творческой деятельности, — говорит Анатолий Пантелеевич. — Издам сборник своих стихов, диск с 20-ю песнями о населенных пунктах Усольского района и, конечно, об Усолье. На этом большом концерте в Доме детского творчества мои авторские песни будут исполнять усольские вокалисты. Материал уже почти готов, надеюсь, это будет интересно усольчанам, всех приглашаю!

Ольга КОРОЛЁВА.

Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   

Новость отредактировал nautilus - 14-01-2019, 09:37
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика