Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » Прикасаемся ко времени

Прикасаемся ко времени

11-02-2016, 13:16
Автор: nautilus
Просмотров: 2 533
Комментариев: 0

Прикасаемся ко времени25 лет назад в Усолье прошел первый городской конкурс «Учитель года». Своими воспоминаниями о том, как он зарождался, о первых его шагах и участниках рассказывает на страницах газеты заслуженный учитель РФ, заведующая городским отделом образования в 1987-1996 годах Светлана ПАВИДИС:

О конкурсе «Учитель года» педагоги начали говорить в «Учительской газете». Идея его проведения звучала и во время учредительного съезда творческого Союза учителей в 1989 году. В этом же году было разработано «Положение о конкурсе «Учитель года». На съезде звучало, что в стране, где так много талантливых педагогов – и маститых, и со званиями, и никому не известных самородков, - просто необходимо чествовать «героев духа», требуется педагогическое состязание, способное выявить лучших из лучших – тех, кто собственным примером доказывает необходимость и разносторонность учительской профессии. 6 июня 1990 года был объявлен первый «Учитель года СССР». Символом, эмблемой конкурса стал «Хрустальный пеликан».
Первый областной конкурс состоялся только в 1992 году, а вот в Усолье первый конкурс «Учитель года» был проведен в 1990 году. В нем участвовала великолепная восьмерка педагогов: Тамара Косолапова, учитель немецкого языка школы № 3, Лидия Сидорович, учитель биологии школы-интерната № 4, Светлана Хорькова, воспитатель школы-интерната № 4, Сагит Шамсутдинов, учитель истории школы № 5, Анатолий Агеев, учитель музыки школы № 12, Галина Кирсанова, учитель математики школы № 13, Галина Гуленкова, учитель русского языка школы № 15, Галина Переверзева, учитель начальных классов школы № 17.
Победителем первого конкурса стала Г.Переверзева.
Одновременно конкурсы прошли в Братске, Усть-Илимске. Победители городских конкурсов были приглашены в ИПКРО (институт повышения квалификации работников образования), где проходил обмен мнениями, накапливался опыт, изучались методы проведения, этапы конкурса, мероприятия, задания, которые получали участники.
В 1991 году городской конкурс не проводился, потому что только три школы представили учителей. Однако в стране популярность конкурса росла. С 1992 года «Учитель года» называется уже не всесоюзным, а всероссийским.
В 1992 ГОДУ победителем городского конкурса стал Афанасий Рогов, учитель физической культуры школы №10. В 1993 ГОДУ – Татьяна Карташова, учитель русского языка и литературы школы-гимназии №1, организатор и руководитель первого педагогического класса, заведующая кафедрой педагогики и психологии школы-гимназии №1 в 90-е годы. Сейчас она на заслуженном отдыхе, продолжает заниматься с детьми.
Одиннадцать педагогов принимали участие в третьем городском конкурсе: Татьяна Карташова, учитель литературы школы-гимназии № 1, Ольга Гордина, учитель эстетики школы-гимназии № 1, Валентина Наконечных, учитель биологии школы № 5, Надежда Алекова, учитель начальных классов школы № 6, Юрий Рябченко, учитель ИЗО и черчения школы № 10, Андрей Егоршин, учитель физической культуры школы № 17, Нина Бутылова, учитель начальных классов школы № 3, Валентина Савина, учитель физики школы №10, Анатолий Агеев, учитель музыки школы № 12, Наталья Ширяева, учитель истории школы № 13, Елена Митрощук, учитель обслуживающего труда школы № 15. Тогда впервые очередной этап конкурса проводился в отделе психолого-социологических исследований на химфармкомбинате. Решить тесты и нестандартные педагогические ситуации участникам предлагал компьютер. В финал вышли трое: Т.Карташова, О.Гордина, А.Егоршин.
В 1994 ГОДУ на конкурс впервые выставили своих представителей детские сады №№ 7, 34, 35. Это Т.Яновская, Н.Бобкова, Н.Бондарева, В.Кузнецова.
В программе было шесть самостоятельных конкурсов: «Предмет преподавания», «Педагогика и психология», «Урок», «Экскурсия в творческую лабораторию», «Эрудиция», «Хобби». Если первые три года конкурс проходил со ставкой на зрелищность, общую эрудицию, умение держаться на публике, в общем, - такое шоу, то в 1994 году приоритетным становится профессионализм, умение вести урок нестандартно, творческая лаборатория.
Победителем конкурса «Учитель года-94» стала Галина Серёдкина, учитель эстетики школы-гимназии № 1.
В аудитории, где шел экзамен на профессиональное знание ее предмета, она была единственной, никто из ее коллег в том году участвовать в областном конкурсе не решился. Галина Николаевна показала профессиональную эрудицию: знание философии, этнографии, религии, мировой истории, фольклора.
В 1995 ГОДУ на конкурсе присутствовали все основные дисциплины: физика и история, химия и биология, география и музыка, физическая культура и информатика, английский язык, начальная школа, психология, логопедия, экология. Конкурс «Творческая лаборатория» выявил победителя. Свои педагогические и методические находки, научную организацию педагогического труда, умение реализовать достижения науки в практику, оригинальность технологий, создание своих программ вывели Альбину Губину, учителя английского языка лицея № 1, на призовое место.
Альбина Альбиновна вспоминает: «Конкурс совпал с периодом, когда для меня наступило время подведения итогов. Появились определенные результаты, захотелось проверить в деле свою авторскую программу, привести в систему методическую работу. Конкурс оказался серьезным педагогическим испытанием, где вопросы педагогики, методики, воспитания, психологии превалировали над чисто внешними, развлекательными моментами, сопутствующими всякому шоу. Все было продумано серьезно и грамотно».
В 1996 ГОДУ «Учителем года» стала учитель музыки школы № 10 Наталья Пестова.
Устроить конкурс – всегда сложная задача. В любом случае – это состязание, это борьба. Главное – не победа, а участие. Это должно было стать чем-то очень важным в самой атмосфере соревнования. Надо, чтобы учителя полюбили сам процесс конкурса, а не стремление к победе во что бы то ни стало. Надо, чтобы состязание интеллектов, талантов больше походило на рефлексию. Учителя нуждаются в рефлексии – анализе, разборе, оценке их деятельности. Конкурс – не демонстрация способностей, а анализ педагогического творчества личностей, в них участвующих. Учителям нужно признание их таланта. В этом нуждается каждый участник конкурса. Все эти моменты мы старались учесть при организации и проведении конкурса «Учитель года». Его положение, этапы тогда разрабатывала Бернадия Банина, руководитель методического кабинета.
В ЭТОМ ГОДУ конкурс в городе проводится уже в 25-й раз! Учителя продолжают учить и учиться, кто-то из бывших участников стал руководителем школы, кто-то ушел из образования, кто-то из жизни, к сожалению, светлая добрая им память...
Ну, а конкурс живет, развивается и продолжает прославлять «героев духа». На том и стоим!
Фото из архива С.ПАВИДИС.

Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика