Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Всех интересует » Медалью за оборону Ленинграда награждён сын ростовского хуторянина

Медалью за оборону Ленинграда награждён сын ростовского хуторянина

17-05-2021, 09:36
Автор: nautilus
Просмотров: 557
Комментариев: 0
В каждой российской семье есть родственники, воевавшие на фронтах Великой Отечественной. Но всегда ли мы можем что-то рассказать о них? Насколько хорошо мы, их потомки во втором, третьем, четвертом поколении, знаем своих ветеранов? Их жизнь, черты характера, привычки и вкусы? Наверняка сведения эти, дошедшие через десятилетия до нас, очень скудные. Тем удивительнее встречаться с людьми, которые знают судьбы своих родных в подробностях от рождения до ухода из жизни. Одна из них – усольчанка Вера Зыкова, проживающая ныне в поселке Мегете. В редакцию нашей газеты она привезла большой рукописный рассказ о своем отце и о родных, прошедших войну. 
Раскулачили за дом, сад и вола
– С огромным уважением и теплотой отношусь к нашим ветеранам, которым достались нелегкие времена, – признается Вера Ивановна. – Мне хочется рассказать и о своем отце, воевавшем на Ленинградском фронте, вспомнить и о других родных, прошедших войну. Все они достойны того, чтобы их помнили и чтили. 
Иван Иванович Самовалов, отец В. Зыковой, родился в 1914 году на хуторе Белый колодезь Ростовской области. До 1930 года мальчик учился у грамотных родственников, так как никаких школ на хуторах не было. Родители занимались сельским хозяйством, и важнее для них было, чтобы 12-летний парнишка умел запрягать в ярмо быков и ходить за плугом. Время было голодное, варили суп из обрушенного проса и добавляли в него лебеду. Отощавших быков кормили снятой с крыш сараев и стаек соломой. Пашни, приготовленные под зерновые, засаживали кукурузой, потому что никаких семян больше не было. Когда старшие братья отца отделились, получили от родителей по два больных бычка и худой телке – вот и все наследство. 
– После коллективизации, в марте 1930 года, моего дедушку по отцу раскулачили, хотя все богатство семьи состояло из дома, небольшого сада и вола, – вспоминает внучка. – Его вместе с бабушкой, родителями и моим отцом привезли на станцию Тарасовку. Всех раскулаченных погрузили в товарные вагоны и повезли на север. Постепенно все умерли от голода, остался только отец, он работал на лесозаготовках в тайге, потом уехал на строительство Уралвагонзавода в Нижнем Тагиле. Днем работал формовщиком, вечером учился. А в феврале 39-го его арестовали сотрудники НКВД. Год находился под следствием, заставляли подписываться под тем, чего не было, почти не кормили. Когда вышел из тюрьмы, его снова отправили на тяжелые работы, где мало платили, и куда не шли из-за этого вольнонаемные. 
Война на Ленинградском фронте
Служить в Красную армию сына раскулаченного не взяли, но во время войны о нем вспомнили и призвали на фронт 28 мая 1942 года Верхне-Тавдинским РВК Свердловской области. Воевал Иван Иванович на Ленинградском, Волховском, Карельском фронтах в составе 57 отдельного восстановительного железнодорожного батальона и в 59 железнодорожном полку. Защищал Ленинград, за что в декабре 1942 года награжден медалью «За оборону Ленинграда». В 1985 году, к 40-летию Победы, ему вручили орден Отечественной войны второй степени. Есть у ветерана и медаль «За победу над Германией». 
В феврале 1944-го солдату Ивану Самовалову объявлена благодарность народного комиссара Л. Кагановича за досрочное выполнение правительственной задачи в создании железнодорожных коммуникаций города Ленинграда в мае 1943 года,  за досрочное и качественное выполнение задачи на железнодорожной магистрали Ленинград – Мурманск в июле 1944 года, а также за овладение городами Пушкин, Гатчина, Кингисепп, Луга. 
Дочь помнит, как гордился отец своими фронтовыми наградами и говорил, что прошлое осталось в его памяти навсегда. Такое не забывается – из сердца и души не выбросишь. 
Война для И. Самовалова закончилась в 1946 году. Он приехал в Иркутскую область и начал работать плотником в поселке Кутулике Аларского района. В том же году узнал, что на Урале умерла от голода его жена, и пятилетняя дочь осталась сиротой. Отец привез ее в Сибирь, где девочка выросла в его новой семье вместе с сыном второй жены и их общей дочерью Верой, родившейся в 1947 году. При школе механизации Иван Самовалов трудился завхозом, помощником директора по хозчасти, техником на станции искусственного осеменения, а в 70-ых – начальником отдельной команды ВОХР в войсковой части на станции Батарейной. За хорошую работу его отмечали благодарностями и денежными премиями. В 1994 году фронтовик из семьи раскулаченных обратился в прокуратуру Ростовской области с ходатайством о признании его лицом, пострадавшим от политических репрессий, но вскоре его не стало, и ответа ветеран не дождался. 
Фронтовики семьи
– Моя мама, Лидия Анисимовна Босенко, всю войну работала на железной дороге, в честь 60-летия Победы, в 2005 году, ее наградили юбилейной медалью, – рассказывает В. Зыкова. – На сайт «Дорога памяти» мой внук внес информацию о моем отце, его двоюродном брате, вернувшемся с войны старшим лейтенантом, о мамином первом муже Дмитрии Савельевиче Иващенко. Он был шофером, в начале войны вместе с полуторкой его отправили на фронт. Последнее письмо, которое получила мама, было написано чужой рукой – он погиб в Венгрии, где советским воинам установлен памятник, там есть и его фамилия. Его сын был водителем от Бога, виртуозно управляются с техникой его внуки и правнуки. Наши дети и внуки служили в армии, уклонистов среди них не было, а родители получали благодарственные письма от командиров. Инвалидом, но с орденом Славы вернулся с войны и мамин брат Григорий Анисимович. Еще один ее брат, Михаил Анисимович, погиб в 1942 году, а его сын окончил музыкальное училище и всю жизнь играл в военном оркестре в Иркутске, Монголии, на Сахалине. 
Вера Зыкова никогда не пропускает хронику военных лет и уверена, что не раз видела на экране своего отца, как он нес на плече шпалу, когда показывали прокладку кабеля в осажденном Ленинграде. 
– Отец не пил, не курил, не ругался, его уважали окружающие, и он отвечал им тем же, – делится дочь участника войны. – Любил слушать Николая Сличенко, Иосифа Кобзона, Льва Лещенко, Людмилу Зыкину, Александру Стрельченко, хор имени Пятницкого. Жили мы дружно, а для своих старших сестер Ксении и Фени он навсегда остался 13-летним братиком, маленьким Ванечкой, которому они после войны в каждом письме отправляли рубль. В 50-е годы  на эти деньги можно было купить пять-шесть буханок хлеба, которого ему так не хватало на спецпоселении. В детстве он очень любил скрипку, но потом возненавидел ее, потому что в блокадном Ленинграде из каждого репродуктора звучала симфония Шостаковича. То, что он выжил в таких условиях и остался скромным, порядочным во всех отношениях человеком – это просто чудо. У меня были самые лучшие родители, и я за все благодарна им.
Подготовила Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива Веры Зыковой.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика