Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Усольские Встречи » На всю жизнь заболел цирком Пётр Попов

На всю жизнь заболел цирком Пётр Попов

13-04-2023, 11:00
Автор: nautilus
Просмотров: 516
Комментариев: 0
Сегодня наша «Усольская встреча» не совсем обычная – она посвящена памяти усольчанина, ушедшего от нас пять лет назад, 16 апреля 2018 года. Его хорошо знают и помнят многие горожане: коллеги, многочисленные ученики, которым он помог состояться в профессии циркового артиста. Пётр Попов много лет руководил народным цирковым коллективом «Романтики» Дворца культуры, основанным 60 лет назад, в 1963 году. 15-летним подростком он сам пришел в цирковой кружок, заболел цирком на всю жизнь и сумел передать увлеченность этим видом искусства своим ученикам. 
Одна из первых участниц коллектива Светлана Крутских (Салий) рассказала, как будучи второклассницей старой пятой школы, где сейчас спортивная школа, возвращалась домой и, любопытства ради, заглянула в окно еще прежнего, деревянного ДК химиков, где шло занятие акробатического кружка. Свете понравилось, она зашла, сняла форму и стала тренироваться вместе со всеми. Никто этому даже не удивился, девочку не выгнали, а приняли в кружок. Шефство над ней взяла Настя Крашенинникова. Из Светы вышла миниатюрная,  пластичная воздушная гимнастка. Чуть позже, когда в здании нынешнего Дома детского творчества открылся новый ДК химиков, этот кружок влился в состав циркового коллектива, берущего свое начало из Дома культуры «Строитель». Его первыми руководителями стали Дмитрий Певзник и Александр Яхонов. До этого Дмитрий Вениаминович четверть века выступал на арене цирка в качестве верхнего акробата и коверного клоуна. Он стал первым наставником, а затем и коллегой П. Попова, который после переезда Дмитрия Вениаминовича в Ангарск  заменил его, не только сохранив коллектив, но и увеличив его численность. 
В 1970 году Пётр Львович стал заведующим постановочной частью, а в 1975 – режиссером народного циркового коллектива «Романтики». Он не имел специального образования, однако вел дело профессионально, создавал новые номера. Приобрел батут – новинку по тем временам и сделал номер «Прыгуны на батуте», а затем и «Прыгуны на подкидной доске». Пётр Попов оказался настолько талантливым, что сначала сам отрабатывал все номера, включая клоунаду. Обладая прекрасными организаторскими способностями, умел среди мастеровых химпромовцев найти людей, способных своими руками изготовить реквизит для выступлений циркачей. Так, например, появился крутящийся мозаичный стол с подсветкой для акробатов, на котором выступали Галина Сницарёва и Надежда Чернышёва. Сам же Пётр Львович работал в силовой акробатической группе с Леонидом Ивановым, Александром Барановым и Виктором Власовым. А еще много-много лет он был главным Дедом Морозом Усолья. Ему приходилось играть роль новогоднего волшебника на таком количестве елок, утренников и банкетов, что порой, как вспоминает его жена Людмила, он даже ночевать оставался в ДК химиков, потому что утром – очередная елка. 
Самой юной циркачкой стала Оля Глазунова, ее привела старшая сестра Таня, воздушная гимнастка. С малышкой стали заниматься, она показала себя способной ученицей. Из нее тоже получилась замечательная воздушная гимнастка.
Раз в год областной совет профсоюзов культуры организовывал выступления усольского коллектива на арене Иркутского цирка – двухчасовое, в двух отделениях, включающих от 16 до 18 номеров. В репертуаре было все, кроме разве что дрессированных тигров и львов. Выступали велофигуристы, жонглеры, акробаты-эксцентрики, гимнасты на канатах, бамбуке и трапеции, канатоходцы, силовые акробаты и акробаты-прыгуны, дрессированные собачки и, конечно же, клоуны. 
Кстати, в «Романтиках» музыкальным эксцентриком начинал свою карьеру будущий заслуженный артист России Сергей Просвирнин. В клоунской группе выступали Виктор Титов, Валерий Глушков, Сергей Тенятников, Василий Литвинов, Виктор Синьков. А дуэт клоунов-каскадеров Алексея и Александра Ивановых, умело выполняющих трюки, но выходивших в клоунских костюмах, зрители вообще не хотели отпускать. Блистали воздушные гимнасты Маргарита Чуркина, Виктор Ружников и Владимир Якубов, акробаты Раиса Аскарова, Лидия Прыткова, Татьяна Глазунова, канатоходцы Марина Якубова, Вера Балабаева, Любовь Рухлядьева и Василий Мотовилов, воздушная гимнастка и велофигуристка Анастасия Крашенинникова, которая до сих пор приходит на занятия в цирковой коллектив, и ребят это здорово подстегивает. С акробатическим этюдом выходили на сцену Тамара Пилуй, Людмила Забегаева, Ирина Тенятникова и Мария Петрович.  
Участники городских и областных смотров цирковых коллективов, «романтики» отовсюду возвращались с наградами. Они стали дипломантами показа на ВДНХ в 1979 году, лауреатами Всесоюзного фестиваля цирковых коллективов в Киеве, победителями смотра цирковых коллективов Иркутской области в 1982 году. Встречались с укротительницей тигров Маргаритой Назаровой и получили в подарок настоящие цирковые костюмы, по образу которых костюмер потом и шила наряды для выступлений. Усольчане ежегодно участвовали в Днях культуры Заларинского района, выезжали рано утром и за день успевали выступить в двух, а то и в трех домах культуры. Ездили с гастролями в Усть-Илимск, Братск, Хабаровск. Некоторые «романтики» получили специальные дипломы, дающие возможность руководить цирковыми коллективами или работать в цирке. Впрочем, для своего города они и были профессионалами – выступления цирковых артистов всегда принимали на ура. Даже на занятиях всегда было многолюдно – родители да и просто молодежь специально приходили посмотреть, как тренируются циркачи. Так, после первой публикации в местной газете пришли в коллектив соседи Светланы Салий Владимир и Юрий Тимофеевы и Юрий Злызгов, ставшие жонглерами. 
Иногда к усольчанам присоединялись ангарчане, у которых был не столь яркий и сильный коллектив. В программу они вставляли несколько своих номеров. Вместе ездили на двухнедельные гастроли по Бурятии, вместе выступали в Иркутском цирке. На летние каникулы циркачи, надо отметить, не уходили, а продолжали выступать на сценах многочисленных агитплощадок. В августе на два-три дня ездили на День шахтера в Черемхово и давали несколько представлений, как и в своем городе на День химика. 
И воспитанники коллектива, и сам П. Попов получали приглашения работать в профессиональном цирке, но не всегда соглашались на них. Например, Петру Львовичу предлагали выступать в номере «Акробаты на ходулях», который был в репертуаре усольского цирка, но он отказался. Как и его ученица Анастасия Крашенинникова, воздушная гимнастка. В известный аттракцион Ильи Символокова «Водная феерия» готовы были взять Светлану Салий, но цирк гастролировал за рубежом, и не достигшую 18-летия девушку из страны не выпустили. 
Пётр Попов руководил цирковым коллективом 35 лет, до 2010 года. А в 2016 году снова вернулся к любимому делу, но уже в Доме детского творчества. В 2012 году здесь создали цирковой коллектив «Раус», руководителем которого стала ученица Петра Львовича Наталья Нечаева (Пляскина). К сожалению, поработать ему довелось недолго – вмешалась болезнь, и в апреле 2018 года талантливого педагога не стало. А «Раус» живет. В прошлом году ему присвоено звание образцового коллектива. Так что дело учителя продолжается…
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архивов семьи Поповых и воспитанников циркового коллектива «Романтики».
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика