Тем, кто хотя бы раз побывал на представлении в цирке, мир цирковых артистов кажется недосягаемым, а сами они - почти небожителями, жизнь которых – нескончаемый фееричный праздник. И лишь они, цирковые, знают, сколько труда нужно вложить, чтобы коротенький номер в несколько минут вызвал восторг у зрителя. Знает это и наш усольский парень, несмотря на то, что стационарного цирка в нашем городе нет. Зато есть в муниципальном Дворце культуры народный цирковой коллектив «Романтики», куда почти десять лет назад герой сегодняшних «Усольских встреч», которому на тот момент исполнилось 18, пришел вместе с четырьмя друзьями.
Пришёл научиться… паркуру
Откровенно говоря, никто из компании цирком не бредил, и цель прихода в коллектив у всех была совсем другая. В моду как раз вошел паркур, мальчишки им увлеклись и хотели научиться правильно и безопасно прыгать и кувыркаться. Решив, что цирковой коллектив – это именно то, что им нужно, они и пришли сюда. Спустя годы из пятерки остался лишь один – Александр Иващенко. Он давно уже не участник коллектива, а его руководитель – на пару с Ириной Кошкарёвой, которая уже более 20 лет обучает цирковому мастерству усольских ребятишек.
- Когда мы, взрослые парни, попросились в коллектив, на нас посмотрели с удивлением, но взяли, - вспоминает Александр. – Тогда у «Романтиков» было два руководителя – Пётр Попов и Ирина Кошкарёва. Понравилось все с первого же занятия, мы сразу сдружились с Петром Петровичем, он разрешал нам заниматься дополнительно. Вахтеры же относились к нам с подозрением, считая, что мы чем-то плохим заниматься приходим. Начинали с простых кульбитов на четырех матах – кроме них да нескольких велосипедов больше ничего не было, даже мячики сами покупали в спорттоварах. Обучалось в коллективе около 30 детей, мы были самыми старшими.
Первый номер, который Саша сделал в паре с пришедшим вместе с ним «паркуровцем» Максимом – жонглирование булавами. С ним выходили на сцену Дворца, ездили на Химпром. Боялся, как признается наш герой, только одного – уронить булаву. Репетировали номер часами, один и тот же трюк отрабатывали десятки раз. В начале 2007 года А.Иващенко попробовал себя в акробатике, весной состоялось первое выступление, перед началом которого случилось непредвиденное – непонятным образом исчезла запись музыкального сопровождения. Выступать пришлось под фанфары, но номер был отработан, хотя артисты не всегда попадали в такт. Накладки происходили и потом. Бывало, что музыка выключалась посреди выступления, и дорабатывали ребята номер в полной тишине, помогая себе спасительным «Ап!».
Гастроли с цирком шапито
Постепенно число «Романтиков» увеличилось до полусотни, и Саше, оканчивавшему профучилище по специальности «Автомеханик», предложили место второго руководителя. Днем он учился, а вечером тренировал ребятишек. А вскоре его пригласили в цирк шапито.
- В передвижном цирке работала девочка из нашего коллектива, она повредила руку, и потребовалась замена, - рассказывает мой собеседник. – Меня взяли воздушным акробатом, потом мы подготовили дополнительный «экстрим» - я лежал на ножах, ходил по мечам, освобождался из цепей, подвешенный на высоте на веревке, которую поджигали. Падений не было, а порезы случались, особенно когда ходил по мечам. Их выстраивали лесенкой, я поднимался по ним и наверху, стоя на мечах, выполнял какой-нибудь трюк. В Хабаровске, когда мы выступали в помещении стационарного цирка, я засмотрелся на софиты и немного затянул время освобождения из цепей на высоте 18 метров. Директор меня так отругал потом – испугался, что я не успею освободиться, веревка догорит, и я упаду вниз.
С цирком шапито усольчанин гастролировал в Южно-Сахалинске, Владивостоке, Хабаровске. Ощутил якутские морозы под минус 50 и своим глазами увидел, как замерзает на выдохе пар. Жил в вагончике, но был всем доволен, больше всего тем, что ездит по стране и узнает много нового.
- В Партизанске, это недалеко от Владивостока, я встретил отличных ребят, в Александровске-Сахалинском познакомился с замечательными девчонками – они подходили после выступления, и мы шли гулять. Этот портовый город вообще красивый, очень много цветов, возвышенности. На Сахалине произошло мое первое знакомство с Охотским морем. Там рыбаки потрошат красную рыбу и выбрасывают за борт, оставляя икру. Рыбу прибивает к берегу, и ею питаются собаки – таких упитанных и жирных собак, как там, я больше нигде не видел.
Через полгода гастролей случилась неприятность – по недосмотру погибли цирковые животные, дрессировщики остались без работы, а без них поездки не имели смысла. Саша вернулся домой и вновь стал заниматься в «Романтиках», а ближе к лету его приняли на прежнюю работу – руководителем циркового коллектива. Пока ребятня отдыхала на каникулах, их педагог ходил с тяпкой, очищая плитку у Дворца от травы. Осенью возобновились занятия, и все вернулось на круги своя. Гастрольная жизнь манит до сих пор, но наш герой понимает: отпуском здесь не отделаешься, придется снова увольняться с работы, а кто знает, как долго продлится кочевая жизнь очередного цирка шапито.
Разные сцены, разные зрители
Выступать Александру приходилось на разных площадках, и от каждой остались разные ощущения. На сцене во Дворце есть свой минус – не видно зрителей, а иногда и не слышно, и кажется, что делаешь номер перед пустым залом. По-другому цирковой артист чувствует себя на открытой уличной сцене, когда хорошо видно публику, и в клубах, где зрители совсем близко. Усольчанина нередко приглашают в иркутские клубы, и уже сейчас звонят, чтобы договориться насчет новогодних выступлений. Это хорошая возможность заработать деньги на мечту нашего героя, которая наверняка удивит многих – Саша планирует окончить курсы электриков или сварщиков. Есть у него и специальный «клубный» номер под названием «Джеймс Бонд», длящийся чуть больше четырех минут. В разработке еще один – «Джокер», но он еще не отработан до конца.
- Больше мне нравится работать с партнерами, но, к сожалению, сейчас у меня таких номеров нет, потому что делать их не с кем, - сетует наш герой. – Для этого нужно, чтобы оба были заинтересованы в результате, а когда партнеру вообще неважно, что и как получится, номера просто не будет.
Воздушную гимнастику на полотнах в исполнении А.Иващенко усольчане видели уже не раз, а вот аналогичный номер, но только на ремнях, Александр еще только задумал, как и эквилибр на руках. Каждый свой номер он от начала до конца создает сам, сам же подбирает подходящее музыкальное сопровождение. Там, за кулисами, присутствуют и волнение, и страх, но после выхода на сцену они уступают место единственному желанию – не оконфузиться перед зрителем и выполнить номер на «отлично». Важнее, кстати говоря, для нашего героя не реакция публики, а личные ощущения от сделанного, ведь только он сам знает, где и что сделал не так, как надо.
Сегодня в коллективе «Романтики» под руководством всего двух преподавателей занимаются около 80 юных циркачей. Самым маленьким артистам четыре года, самым старшим – 19 лет. Не все они выходят на сцену. Одни продолжают репетировать для себя, другие, не выдерживая ожидания выхода на публику, уходят. Но поток желающих хоть чуть-чуть приобщиться к великому искусству не иссякает. Несколько раз побывав со своими воспитанниками на фестивале детских цирковых коллективов в Красноярске, Александр с гордостью говорит: «Наши дети выглядят гораздо лучше многих, выполняют очень сложные трюки, хотя и им есть чему поучиться у более сильных коллег». В последние годы «Романтики» чаще общаются с другими творческими группами, делают, например, совместные номера с вокалистами. Вместе ездят на спартакиаду, объединяющую всех, кто занимается во Дворце культуры.
Как только в Приангарье приходит лето, наш герой не упускает возможности съездить на природу. Это может быть таежная вылазка за ягодой или кедровой шишкой. Неделя в палатке на берегу Байкала. Поход в горы. Огромные деревья, высокая трава, мягкий мох, изумительный воздух, которым невозможно надышаться, – это то, из-за чего Александр с удовольствием покидает город. На время, чтобы вновь вернуться к любимому увлечению, ставшему профессией.
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива А.Иващенко.