Наталья Шмидт: Талант есть в каждом из насГолос героини сегодняшних «Усольских встреч» помнят многие наши читатели. В 80-е и 90-е годы прошлого века Наталью Шмидт можно было услышать почти на всех концертных площадках города, ни один праздник не обходился без ее участия. Кроме того, Наталья серьезно увлекалась журналистикой и уже в 11 лет писала заметки в газету «Ленинский путь». Много лет Наталья сотрудничала с «Городской газетой». Наверное, поэтому мы всегда особенно рады видеть ее в стенах нашей редакции и не упустили шанс встретиться, когда Н. Шмидт приехала в свой очередной отпуск в родные края из Санкт-Петербурга. Усолье она по-прежнему любит и считает любимым и родным городом. – Город изменился в лучшую сторону. Дворы совершенно по-другому стали выглядеть. Первое, что бросилось в глаза – это большое количество скамеек. Красивые скверы, детские площадки, парковочные зоны расширили, стало очень удобно. Освещение в городе стало хорошее. Усолье потихоньку приобретает современный вид. Правда, жалко,пока я не успела прогуляться вокруг озера Молодёжного, нужно это исправить, – поделилась Наталья с нами. «А вам нужно в Ленинград» С детства Наташе пророчили ошеломительную карьеру в музыке. В 1991 году Наталья не сходила со сцены: пела, танцевала, и за активную жизненную позицию ее наградили путевкой в легендарный лагерь «Артек». Тогда ей исполнилось всего 13 лет. – У нас были смешанные отряды, ребята - разных национальностей:русские, белорусы, украинцы, армяне, казахи, молдаване. Все были как братья, помогали друг другу. «Артек» стал моей отправной точкой, там появилась мысль об учебе в Санкт-Петербурге, – рассказывает Наталья Шмидт. – В «Артеке» проходил музыкальный конкурс. Я пела романсы, заняла первое место. Председатель жюри мне сказал: «А Вам нужно в Ленинград!» Я не сразу задумалась об этом, но где-то в подкорке засела эта фраза. Первый раз в Ленинграде я побывала в 16 лет,поехала в гости к тете -Марии Ворониной. Она - усольчанка, в свое время уехавшая поступать в Ленинград в театральный ВУЗ, после окончания ЛГИТМИКа работала в БДТ в труппе знаменитого режиссера Георгия Товстоногова. Ее муж,Юрий Томошевский,- знаменитый артист, режиссер, создал «с нуля»- театр «Приют комедианта».Сначала это был небольшой арт-подвал, где сам Юрий Валентинович играл при постоянных аншлагах свои моноспектакли. Сейчас и уже десятки лет театр «Приют комедианта» является Государственным,с большим красивым зданием в самом центре Петербурга недалеко от метро «Садовая». Уже тогда, когда мне было 16, Ленинград покорил и очаровал меня» . Однако после окончания школы №5 Н. Шмидт поступила учиться сразу в два учебных заведения столицы Приангарья. Заочно – в госуниверситет на факультет журналистики. Очно – в Иркутское училище искусств на дирижерско-хоровое отделение. По итогам первого экзамена по вокалу ее сразу приняли параллельно и на вокальное отделение. А в 2000 году Наталья Шмидт отправилась покорять северную столицу и поступать на вокально-режиссерский факультет в консерваторию имени Римского-Корсакова . Мечта быстро сбылась: она одновременно стала учиться и выступать в концертах и оперных спектаклях. – Получилось так, что в Петербург из Усолья чуть позже к своей дочери переехала жить моя бабушка Мария Рудольфовна. В пожилом возрасте на новом месте тяжело найти друзей и постоянный круг общения. Я повела ее в Русско-немецкий центр встреч при Петрикирхе (DRB,дир.А.Немкова), потому что там было много культурных и образовательных программ,различных кружков: занятия по немецкому языку ( а моя родня по папе - российские немцы, и для моих бабушек и для дедушки немецкий язык был родным, знакомым с детства, так как родились они в СССР в немецких селах задолго до Великой Отечественной войны). Бабушка нашла в DRB новые приятные знакомства, продолжала заниматься своим любимым делом-рукоделием (по профессии она -швея),мы вместе посещали выставки, концерты. Зная ,что я профессионально занимаюсь музыкой, однажды там пригласили выступить меня. После концерта ко мне подошла познакомиться очень яркая и харизматичная женщина, предложила поддержать и развить интересную идею –исполнять немецкие песни в двуязычном варианте (на немецком и на русском языках). В то время она начала изучать немецкий язык, переводить полюбившиеся немецкие песни и было несколько увлеченных этой идеей человек из числа российских немцев, но не было профессиональных музыкантов и певцов, а хотелось создать ансамбль, чтобы идея не осталась только «песнями за столом», чтобы можно было достойно выступать на больших концертных площадках. Учась в консерватории, выступая в оперных спектаклях, развивая в это время свою сольную карьеру, я поддержала идею Натальи Петровны Краубнер. Так, с 2003 года и по сегодняшний день Ансамбль немецкой песни «Лорелея» продолжает свою творческую жизнь, является неоднократным победителем международных конкурсов , принимает участие в различных фестивалях, семинарах, лекциях-концертах как в России, так и за рубежом. Немецкие песни в переводах Натальи Краубнер за эти годы получили большую популярность: выпущено 8 нотных сборников ( несколько первых - с предисловием Натальи Шмидт), к сборникам были записаны СД-диски с песнями и на немецком, и на русском языках. Их можно было использовать и как учебное пособие для изучения языков, и просто как «музыку для души». Наталья Шмидт -бессменная ведущая солистка ансамбля «Лорелея», его «талисман». Кстати, она владеет немецким, белорусским, итальянским, испанским языками,а на каком-то подсознательном уровне может найти общий язык практически с каждым..Где-то знания, где-то положительные эмоции, где-то жесты и доброе участие - в помощь. Эта способность очень пригодилась Наталье в жизни. Кофе – лучший друг Помимо музыкальной карьеры Наталья успевала работать в Международном отделе Санкт-Петербургского Главпочтамта. Работа эта во многом, особенно поначалу, была продолжением ее журналисткой деятельности: общение с людьми разных национальностей, проверка информации, помощь, взаимодействие, постоянное объяснение того или иного материала. Работа была связана и с грузами, и с оформлением документов, с таможенными запретами, и с непрерывным общением с сотнями людей в день. Смены- то день, то ночь. График жизни выстраивался своеобразно: день-консерватория, репетиции, концерты, ночь - полноценная смена в 12 ( а порой больше) часов на Главпочтамте (без сна и отдыха). Большая кружка кофе была ее лучшим другом почти 20 лет. – Бешеный рабочий график портил мое здоровье, но с другой стороны, я всегда во всем находила свои плюсы. Работа помогала мне найти новых знакомых, с которыми я дружу уже много лет. Буквально весь поток корреспонденции за границу проходил через мои руки ,так как все, что отправляли люди за границу в то время, шло именно через Главпочтамт.. Бывали разные ситуации,порой очень сложные и напряженные, но мне нравилась моя работа, я «загоралась», понимая ,что все,что делаю, необходимо людям.. Просто людей обычно было слишком много «на одного человека», ведь Санкт-Петербург - огромный город с большим потоком туристов, с множеством писателей, поэтов, переводчиков, научных деятелей,которые отправляли свои книги за рубеж,с большим потоком студентов и эмигрантов, которые постоянно что-то отправляли .Одних кассет с видеофильмами отправлялось центнерами - тогда еще не было такого интернета, как сейчас, а наши люди, выехавшие за границу, хотели читать литературу на русском языке, смотреть русские фильмы ..много всего прошло через мои руки.– делится наша героиня. Самым любимым местом в Санкт-Петербурге Наталья Шмидт считает центр города: Петрикирха, Казанский и Исаакиевский соборы, недалеко находится консерватория имени Римского-Корсакова, любимый Мариинский театр, где сейчас поют очень много ее друзей-однокурсников, где блистала ее профессор консерватории Татьяна Васильевна Новикова( признанная лучшей Татьяной из оперы «Евгений Онегин» П.Чайковского. Спектакль в постановке Юрия Темирканова с ней в главной роли получил ГОСпремию СССР. Это по современным меркам сродни «Оскару», а то и выше ). -У меня был потрясающе талантливый курс в консерватории. Очень сильный. На сегодняшний день к звездам оперной сцены современности можно отнести Екатерину Гончарову, Гелену Гаскарову, Евгения Чернядьева- ведущих солистов Мариинского театра, народную артистку Бурятии Ольгу Жигмитову, Марию Белокурскую, Ольгу Сендерскую, Анну Горячеву, Олесю Петрову, Павла Янковского, Евгению Сотникову, сделавших большие международные оперные карьеры. Мы все находились в едином поле творчества с потрясающими людьми- не только на своем курсе, но в спектаклях пели и со своими наставниками — народными и заслуженными артистами, мастерами своего дела, мы не учились только со своим курсом, а и общались, выходили на сцену в сборных проектах, в спектаклях с артистами разных поколений,с супер талантливыми людьми без «привязки к курсу или возрасту». Имена оперных див Вероники Джиоевой, Марии Катаевой, Надежды Кучер очень известны сейчас в оперном мире, а мы, будучи студентами, очень хорошо общались, выступали в одних постановках,концертах и, конечно, так или иначе учились и у своих педагогов, и друг у друга. Радует,что вне зависимости от занятости, мы стараемся встречаться с друзьями юности, когда есть хоть малейший шанс. Творческих людей сразу видно Сейчас Наталья Шмидт преподает Академическое сольное пение в Санкт-Петербургской Детской школе искусств имени Павла Серебрякова и в Ленинградском областном колледже культуры и искусства. Ее студенты завоевывают призовые места во всероссийских и международных музыкальных конкурсах. Александра Клементьева выпустилась из колледжа в прошлом году с красным дипломом, будучи лауреатом нескольких вокальных конкурсов и по сей день не перестает удивлять новыми победами, Татьяна Адеева заняла первое место в Общероссийском конкурсе «Молодые дарования России», Елизавета Фатина стала лауреатом III степени Международного молодежного музыкального конкурса имени Стравинского, Ульяна Олейник-Рекко стала лауреатом III степени IV открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки начала XX века имени Николая Струве. Артём Кузнецов и Виктория Симдякина, учащиеся ДШИ им.Павла Серебрякова, обучаются под руководством Натальи Шмидт первый год, до этого занимались у прекрасного педагога и еще с консерваторских времен подруги Н.Шмидт Оксаны Зубко, и тоже радуют своими победами ( в разных категориях стали лауреатами II степени на конкурсе имени Николая Струве).. – У нас ежегодно проходит отбор студентов, и я могу сказать, что творческих людей видно сразу. Главное – пойти в нужном направлении, загореться любимым делом, словить эту искру и почувствовать свое дело. Не надо бояться, пробуйте! Даже если вам ставят какую-то преграду, поймите: может быть, эта преграда нужна для вас на данный момент? Если это - ваше, то вы все равно выйдете на правильную дорогу и всего добьетесь. Не теряйте в себе искру таланта, не дайте себя «погасить», а тот или иной талант есть у каждого, – утверждает Наталья. – Кому-то быть прекрасным механиком, кому-то печь восхитительные булочки, кто-то пишет, кто-то поет, каждому - свое, просто найдите себя. Отдавая много сил и времени музыкальной педагогике, Наталья Шмидт не забывает и о сольных вокальных проектах. Серьезное направление творчества Н. Шмидт – сотрудничество с петербургскими композиторами Еленой Будкиной, Станиславом Воронцовским, Виктором Плешаком, Валерианом Стратуцей, Игорем Мациевским, Романом Айвазом. Наша землячка стала первой исполнительницей многих песен и романсов, среди них «Иркутск – середина матушки России» (музыка молодого композитора из Бурятии Лудуба Очирова на стихи белорусской поэтессы Любови Тарасовой-Никитиной). Тема дружбы среди людей разных национальностей - одна из ведущих тем Натальи Шмидт «по жизни». Объединяя в собственных генах белорусскую, польскую, немецкую крови, родившись в Сибири в многонациональной семье , она продолжает линию объединения людей разных народов. Наталья Шмидт является в Санкт-Петербурге одним из ведущих исполнителей песен на белорусском и немецком языках, плотно сотрудничает с Русско-немецким Центром встреч, с Фондом содействия развитию Российско-белорусского сотрудничества «Белые Росы», является интерпретатором и первым исполнителем заглавной песни белорусов Петербурга. – Новую песню, чтобы ее заметили и полюбили, всегда нужно исполнить достойно, интересно, иначе она просто не западет в душу слушателям. Обязательно надо уметь передать стилистику, определенными обертонами голоса раскрасить текст, если это нужно, через интонацию наполнить текст и мелодию энергией, соответствующей самой песне, в общем необходимо преподнести ее так, чтобы она ушла в народ, нашла своих слушателей, – объясняет Наталья. Нелёгкие повороты судьбы Жизнь Натальи Шмидт насыщена праздниками, творческими мероприятиями и благодарными зрителями. Ежегодно она участвует в Гала-концерте Открытого фестиваля-конкурса вокальной музыки имени Николая Струве, не раз была награждена Дипломами за лучшее исполнение произведений этого композитора.
Часто можно услышать голос Натальи в Российском этнографическом музее Санкт-Петербурга. Постоянная участница различных народных концертов и проектов, в этом году она выступила здесь в роли организатора , автора сценария, сольной исполнительницы, поэта и преподавателя, проведя к Дню Победы большой вокально-хоровой концерт «Мы этой памяти верны» со своими студентами и коллегами-вокалистами, дирижерами из Ленинградского колледжа культуры и искусства. Очень важен для Натальи проект «Опера с нами» (ЛОККиИ, худрук Л.Ицкова). В этом учебном году планируются оперы «Царская невеста» Римского-Корсакова и «Алеко» Рахманинова. Уже были исполнены оперы «Князь Игорь» Бородина, «Дон Жуан» Моцарта, «Пиковая дама» Чайковского, «Трубадур» и «Травиата» Верди. Большой сольный концерт, где Н. Шмидт спела цикл Шуберта «Зимний путь», Наталья считает одной из самых важных событий в своей жизни в этом году. Значимым событием было и ее участие в масштабном Гала-концерте «Мы – часть твоей истории, Россия. Мы – твой народ!», который проходил в Московском государственном академическом театре «Русская песня». Для участия в концерте приглашали самых лучших исполнителей из числа российских немцев со всей страны, в этом числе была и наша Наташа, победившая в номинации «Академический вокал». Наталья Шмидт не отказывается от благотворительных концертов с гуманитарной целью, принимает участие и с удовольствием радует зрителей своим талантом на концертных площадках разных городов .Одно из последних ярких выступлений - в честь Праздника Города Пушкин (Ленинградская область): большие площадки в стиле open air, сборный концерт, атмосфера праздника, в заключение-фейерверк в ночном небе . Жизнь и работа- для ощущения ПРАЗДНИКА, и это-закалка с детства... В родном Усолье Наталья первым делом встречается с самыми близкими родственниками, друзьями, и, конечно же, со своим любимым преподавателем Галиной Ивановой. Именно она стала первым и на долгие годы единственным вокальным педагогом Натальи: с пяти лет и до 17 лет маленькая Наташа Шмидт занималась в музыкальной студии «Родник» в Доме детского творчества,была ведущей солисткой академического хора и ведущей солисткой с большой личной эстрадной программой. Редко кому в 15 лет выпадает шанс отпраздновать 10-летие своей творческой деятельности большим сольным концертом в большом зале городского Дома культуры . У Наташи такой концерт- яркое событие ее биографии. За красочной картинкой не всегда скрывается абсолютное и беззаботное счастье. Иногда там может прятаться грусть и невыразимая печаль. 2021 год выдался для Натальи непростым, ушел из жизни ее близкий человек – мама Шмидт Эмма Владимировна. Почти всю жизнь она работала в детской городской больнице заместителем главного врача по экономическим вопросам. – Моя мама вместе с коллегами немало сделала для того, чтобы в Усолье появился Дом ребенка, куда из детской больницы стали переводить брошенных детей разного возраста. Это было непросто- сохранять здоровье и жизнь ребятишек, которые были практически никому не нужны, на их содержание не выделялось средств, их как будто и не существовало, а в реальности таких детей было много, и всех за неимением тогда в Усолье детского дома везли в Городскую больницу,– поделилась Наталья. В заключение мы спросили Наталью о самом ценном совете, который принес ей хороший результат в жизни. Подумав пару минут, она прочитала свое стихотворение, которое написала еще будучи ребенком: «Живи душой и честно, люби на свете всех. Не знай зазнайства, зависти, ты помни – это грех». Екатерина ДУДЧЕНКО. Фото из архива Натальи Шмидт. Рейтинг статьи:
Нашли ошибку?
|
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.