Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Усольские Встречи » Николай Чертовских: Травмы в горах получают по глупости

Николай Чертовских: Травмы в горах получают по глупости

29-09-2022, 12:07
Автор: nautilus
Просмотров: 671
Комментариев: 0
Каждый раз, поднимаясь на перевал с новой группой усольских ребятишек, учитель физкультуры лицея № 1 Николай Чертовских говорит:
Посмотрите, ребята. Вот это – ваша Родина. Вы нигде больше такой красоты не увидите. Запомните чувство, которое сейчас испытываете, – это гордость за родной край.
Мы встретились с Николаем Анатольевичем накануне Всемирного дня туризма и узнали, как он впервые оказался в лесу, кто научил его премудростям походной жизни и почему он не боится водить в горы школьников. 
Первый поход – не комом
Николай Чертовских родился в Жигаловском районе. С четвертого класса отец брал его с собой на охоту. С шестого класса мальчик уже ходил в тайгу самостоятельно. 
Отец мне сказал: «Два часа пройдешь от поселка, пообедаешь и возвращайся домой», – вспоминает Николай Анатольевич. – Заблудиться не боялся. Там хребты параллельно идут. По ним ориентируешься. К тому же я не один ходил, а с собаками. Они дорогу домой всегда находят. 
В 2004 году Николай Чертовских устроился преподавателем физкультуры в лицей. Ему дали кружок по туризму и направили на курсы. На следующий год инструктором по туризму в лицей устроился Николай Боб. Вместе они в июне повели 25 девятиклассников лицея и 10 воспитанников детского дома в поход на Хамар-Дабан. За десять дней прошли 64 километра. Поднялись на пики Черского, Чекановского и Босан. В августе отправились уже в категорийный поход в Саяны: трое взрослых и семь школьников.
На Хамар-Дабане большой перепад высот, но нет серьезных перевалов. Там хорошо проверять физическую подготовку туристов и умение в полевых условиях обустроить свой быт: поставить палатки, заготовить дрова, приготовить обед. В Саяны идут те, кто хорошо себя показал и сам чувствует, что способен на большее, – поясняет Чертовских. – Девчонок после одного случая беру только парами. Мы ходили на Мунку-Сардык. Среди парней была девочка – подруга одного из ребят. Три дня все было нормально, а на четвертый она ушла на камушек и плакала там в одиночестве. Эмоционально не выдержала. Ее никто не обижал, но стресс случился от того, что ей не с кем было пообщаться по-девичьи. Пришлось мне выполнять роль «подружки» и разговаривать по душам.
Лесная избушка
В первые походы начинающих туристов водят на Олхинское плато. Там они проверяют свои физические силы, учатся разводить костер, готовить, общаться. У усольских лицеистов там есть зимовье. Николай Чертовских его сам с детьми построил десять лет назад. 
Изучили спутниковую карту местности. В феврале сходили в поход на лыжах. Присмотрели возможное место, где лес плотнее. Вернулись с пилами, свалили деревья. В мае бревна ошкурили. За лето дерево просохло. В августе за выходные построили коробку. В следующие выходные возвели крышу. В ноябрьские праздники привезли печку и отметили новоселье. До 20 человек там размещаются.
– Меня еще отец с дедом научили: в лесу нельзя ругаться. Любые конфликты пресекаю в самом начале, – делится опытом учитель. – За 10 дней похода все устают друг от друга, но слово руководителя для них – закон.
В любом походе, как в загородном лагере, назначаются два-три дежурных. Они готовят еду и моют общую посуду. Дрова ищут все. Рубят в основном мальчики, но встречаются девочки, которые отбирают у них топоры. Есть единое правило: сначала делаем все командные дела, а потом занимаемся личными. 
Никто из школьников не отлынивает. Николай Чертовских вспомнил только один случай, когда ребенок отказывался идти за дровами, потому что комары кусают.  
Горячее сырым не бывает
Однажды школьники лазили по скальникам Олхинского плато. Николай Чертовских их страховал. Дежурными по кухне назначил опытных ребят. Они знали, как правильно варить суп на костре, но бросили в холодную воду сразу все продукты. И не следили за ними. В результате вся компания ела подгоревший суп. Больше такой эксперимент никто не повторял. 
Чаще бывает, что еде не дают довариться. Проголодавшаяся молодежь не хочет ждать, когда макароны станут мягкими. Их вполне устраивает уровень альденте, то есть твердые в серединке. 
По наблюдениям руководителя кружка по туризму, мальчики готовят вкуснее:
– Занимались у меня Лёша и Игорь. У них была своя фишка – гуляш по-венгерски. Они забивали себе дежурство на обед и никого к котелкам не пускали. Еще один мальчик превосходно готовил сырный суп. В раскладке его не было. Ребенок, помимо основных продуктов, нес еще плавленые сырки для супа, чтобы сварить то, что он хочет.
На компанию из 25 человек в поход берут два ведра по 12 литров. Одно для чая. Второе – для каши или супа. Каждый несет с собой свою норму продуктов. На большой поход в Саяны все складывают по две банки тушенки, сайры и сгущенки, по две кружки риса, гречки, по одной кружке гороха и перловки, макароны, сладкое к чаю. 
– Как-то велел всем взять по одному огурцу на салат. Девочка принесла пять. Пояснила: «Мама рюкзак собирала», – вспоминает Николай Анатольевич.
Андрей и ботинки
Ходили лицеисты на Мунку-Сардык. Утром из палатки выходит Ангдрей. Левый ботинок надет на правую ногу, правый – на левую. 
– Андрей, переобуйся! – говорят ему друзья.
– Мне не во что, – отвечает парень.
– Андрюха, посмотри внимательно на ноги и переобуй ботинки. Неудобно же так ходить, – подсказывает руководитель.
Андрей – самый главный специалист по мозолям. В Саянах Николай Чертовских водил лицеистов по Билютинскому каньону с выходом на Китой. Парень промочил ноги.
– Андрей, просуши ботинки!
Он начал, но не досушил. На следующий день шли по куруму (каменные остроугольные глыбы – прим. авт.). Кожа в мокрой обуви разопрела. Ноги Андрея превратились в одну большую сплошную мозоль. В бане их распарили, залили зеленкой. Потихоньку парень доковылял с гор до цивилизации.
Теперь, как только звучит фраза «Сушите обувь!», Андрей делится горьким личным опытом. Старается уберечь остальных от своих ошибок.
Лечебные травы
Отдыхали лицеисты на Шумаке. С ними ходил папа одного из учеников – педиатр Александр Боровиков. Утром дети искупались в шумакских водопадах. У девочки разболелось горло. Доктор осмотрел ребенка и вынес вердикт: гнойная ангина, к вечеру поднимется температура.
Николай Чертовских пробежался по горам. Нарвал верблюжий хвост, тую, саган-дайлю. Заварил травы в 12-литровом котелке. Велел девочке до вечера все выпить. У нее не только температура не повысилась, но и краснота горла к утру прошла. Врач внимательно осмотрел ребенка и развел руками:
– Не увидел бы все своими глазами, не поверил бы, что такое возможно.
На Шумаке усольчане несколько дней за одним дедушкой наблюдали. Он прилетел на вертолете. Его дети под ручки выводили. Сам не мог идти.  Мужчина принимал радоновые ванны. Через пару дней шел к ним на костылях. Еще через сутки - уже с тросточкой.
Не лезь, куда не надо
Перед тем, как попасть на Шумак, надо преодолеть горную реку Эхе-Гер. Во время дождей и таяния снегов она разливается и становится бурной. При переходе через нее взрослые иногда погибают. Как Николай Чертовских не боится ходить там с детьми?
– Всему, что я сейчас знаю и умею, меня научил Николай Михайлович Боб, – признается Николай Анатольевич. - Главное правило туриста, которое он мне передал, – не лезь, куда не надо!  На Эхе-Гер можно подняться вверх по реке и спокойно перейти ее там, где течения почти нет. Зачем идти туда, где велика вероятность утонуть, если препятствие можно обойти?
– Не боитесь заблудиться?
– В Саянах не заблудишься. Там слева – гора, справа – гора. Между ними текут реки, которые служат отличным ориентиром. Все реки впадают в Иркут и Китой. Если не узнаешь местность и не можешь найти ее на карте, иди вниз по реке. Обязательно выйдешь в населенный пункт. 
– Но вы же водите подростков и на Мунку-Сардык, где каждый год погибают взрослые люди.
– Все травмы в горах, о которых я знаю, случаются по глупости и по дурости. На Мунку-Сардык в Монголию сдувает тех туристов, которые зачем-то решили постоять на гребне. Сейчас на этом месте сетку натянули. Могут сорваться с горы те, кто спускается без кошек. Однажды я видел, как на Мунку поднималась группа без касок. Там с вершины камни летят, а они стоят, от них даже не уворачиваются. У нас срывов ни разу не было. Прежде, чем подниматься на Мунку-Сардык, ребята проходят снежную подготовку, ледовую подготовку, учатся зарубаться ледорубом. Не все после этого идут на вершину. Если я вижу, что кто-то не готов, предлагаю повернуть назад. В Саянах после Шумака я неоднократно планировал подъем на перевал Динозавр. Зашли мы на него с четвертого раза: то погода мешала, то сами не хотели. 
С детьми проще
Николай Чертовских несколько лет водил в походы коммерческие группы. Люди платят деньги и хотят получить определенный сервис. Однажды в горах у 70-летнего мужчины случился сердечный приступ. Организовали спасательную операцию, но турист до медицинской помощи не дотянул.
– С детьми в походах проще, – убежден Николай Анатольевич. – Они понимают, что им говорят, и слушаются.
С 1 сентября лицеисты просили Николая Чертовских пойти в поход. В минувшие выходные, накануне Всемирного дня туризма, они погуляли с учителем по Олхинскому плато с двумя ночевками. Не сидеть же в такой праздник дома!
Галина ЛЕМЗЯКОВА.
Фото из архива Николая Чертовских.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика