Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта

Грачик Туманян

8-08-2019, 07:28
Автор: nautilus
Просмотров: 107
Комментариев: 0

Грачик ТуманянВ Усолье наличием автомобиля или даже яхты уже никого не удивишь. А вот вертолет есть только у одного жителя города — генерального директора ООО «Водопад» Грачика Туманяна. Приобретал он его по большому счету для развлечения. Но с годами это увлечение переросло в нечто большее: на своем вертолете Грачик Туманян уже спас не одну жизнь в самом буквальном смысле этого слова. Восемь человек в разных ситуациях получали тяжелейшие травмы и находились при этом в отдаленных районах. Доставить их, переломанных, в руки медиков можно было только вертолетом. Никто за это не брался. А Грачик Туманян не отказал ни одной просьбе о помощи.

 

Холодный приём

Грачик Туманян — не коренной усольчанин, хотя живет в нашем городе более 40 лет. В Приангарье он попал из города Кировокана (сейчас — г.Ванадзор) в далекой Армении по призыву на срочную службу в Советскую армию в 1972 году. Поначалу Сибирь встретила его совсем не гостеприимно.


— Нас, всех призывников, посадили в поезд и сказали, что везут в Сочи, видимо, чтобы не пугать, — рассказывает Г.Туманян. — Но в итоге привезли на стацию Мальта Усольского района. Это было 27 ноября 1972 года. Мы, думая, что едем в Краснодарский край, были одеты очень легко. А тут снег, мороз. Привезли в три часа ночи, и пешком мы, раздетые, шли от Мальты до военной части на 506 километре. Это довольно далеко, все замерзли… Думали: ну, сейчас придем в расположение части, нас согреют, протопят баню, накормят горячим, не тут-то было! В бане было не намного теплее, чем на улице, мы там окончательно окоченели, привели в столовую, а там накануне прошла дезинфекция, стоял стойкий запах хлорки, было такое ощущение, что все блюда с хлоркой, даже с дороги это было невозможно есть. В казарме — тоже холод, обледенелые стены. Мы были, мягко говоря, очень удивлены таким приемом, по первому впечатлению, будто на каторгу попали.

 

Но, к счастью, первое впечатление оказалось обманчивым, в казармах срочники из Армении очень быстро обжились, питание тоже наладилось. Грачика определили служить водителем большегрузной машины. И сейчас он говорит, что служба прошла очень хорошо, дали бы возможность, еще бы так послужил.


После армии вернулся ненадолго домой в Кировакан. Его родители всегда были тружениками. Отец Грант — ветеран, инвалид Великой Отечественной войны, всю жизнь работал токарем. Мама Амалия работала дома, шила на заказ, да так хорошо, что пошив одежды у нее заказывали все значимые люди города. Грачик тоже решил зарабатывать деньги трудом — поехал на Украину к брату, который занимался укладкой асфальта, строил дороги. И буквально за полгода хорошо изучил это ремесло. А потом вернулся в Сибирь, туда, где служил.


От асфальта до минералки

Здесь Грачик Туманян снова пришел в свою военную часть и стал работать водителем на ЗИЛе-130. При этом думал о том, где применить свое умение в строительстве дорог. В Черемхово у его знакомого простаивал небольшой асфальтовый завод. И Г.Туманян договорился купить его всего за 5000 рублей, хотя по тем временам это была довольно большая сумма, причем денег не было, бывший хозяин согласился подождать первой прибыли.


— Я искал работу по всему Усольскому району, приехал в поселковый совет Мишелёвки, сказал, что могу асфальтировать дороги, — вспоминает Грачик Туманян. — Мне ответили, что потребность в этом очень большая. Отвели на Хайтинский фарфоровый завод, где директор собрал на совещание около десяти человек, мне стали задавать вопросы, проверять мою компетентность. Поскольку я хорошо знал, сколько гравия нужно, битума, солярки, научился же всему у брата на Украине, то отвечал четко и ясно. В итоге в тот же день со мной заключили договор, я по штатному расписанию числился в строительном цехе фарфорового завода, а асфальт мы делали на том самом производстве за 5000 рублей, которое перевезли из Черемхово. Бригада рабочих ко мне приехала из Армении, и дело пошло. Сезон начинали с ранней весны, работали день и ночь, пока погода стоит хорошая. В дождь отдыхали. Все асфальтированные дороги в Мишелёвке проложили мы. Они до сих пор целы, меня спрашивают, как я их так строил, 40 лет прошло, а они все еще в нормальном состоянии. Я и сам удивляюсь. Но делали на совесть. Работали много — в поселке Среднем и других населенных пунктах Усольского района, в Половине, черемховское депо асфальтировали, территорию Усольехимпрома тоже. За завод я рассчитался после первого же сезона.


Так продолжалось до 1983 года. А потом у Хайтинского фарфорового завода сократилось финансирование, заказов на асфальтирование дорог не стало, производство пришлось сворачивать. Грачик Туманян перешел на другой бизнес. Помогли знакомые, которые занимались пошивом обуви. Это был конец 1980-х, в Москве приняли решение об открытии коммерческих кооперативов по всему СССР, но в Сибири об этом еще никто и не слышал. Грачик Туманян приезжал в горисполкомы Усолья, Черемхово с просьбой об открытии кооператива по пошиву обуви, но чиновники и слышать об этом не хотели. Боялись брать ответственность, а новых законов, видимо, не читали…


— И только в Бохане председатель горисполкома, женщина, только что приехала из Москвы, и сказала: «Конечно, открывайте цех, нам на самом высоком уровне сказали, что такие начинания надо обязательно поддерживать, выдавать льготные кредиты», — вспоминает Грачик Туманян. — И так в Олонках в заброшенном доме я открыл цех по пошиву обуви. Конечно, дом пришлось полностью ремонтировать. Привез специалистов из Армении, из обувной фабрики, сырье закупали на Усольском хромзаводе, шили только из натуральной кожи. И дело пошло. Тогда был дефицит, хорошей обуви было мало, и у нас по 100-150 пар в день покупали. Потом я привез еще оборудование, на котором мы стали делать литую подошву, такого тогда в продаже вообще не было, так что наша продукция пользовалась огромным спросом.


Но в сложные 1990-е годы все, можно сказать, пошло прахом: границы открылись, на прилавки всего постсоветского пространства хлынул всевозможный зарубежный ширпотреб. И, несмотря на качество, обувь местного кооператива перестала продаваться совсем, народ кинулся на «импортное». Грачик Туманян снова закрыл производство, продукцию раздал по торговым точкам на реализацию. Но в то время в среде коммерсантов обман был совершенно обычным делом. В итоге он оказался банкротом, не осталось ни денег, ни товара, только большегруз СуперМАЗ, единственный от всего автотранспортного цеха. И даже в этот период Грачик унывать не стал и задумал новый бизнес, снова помогли друзья. У знакомого в Чите было производство газированных напитков и пива. Г.Туманян сам сел за руль своего СуперМАЗа и поехал за товаром. Загрузил полную машину пивом (в то время в Усолье оно было дефицитом), привез сюда и всю партию распродал всего за два часа! Несколько таких рейсов, и у талантливого предпринимателя снова появились деньги на открытие нового производства. На этот раз он решил производить напитки, закупил оборудование в Белоруссии.


И снова все получилось. Сначала снял помещение в промзоне в районе Большой базы, потом купил участок земли на выезде из города в сторону Ангарска и построил там производственный цех. Делали 36 видов лимонада и минеральную воду из концентрата, который закупали в Москве. А потом Грачик Туманян задумался — зачем делать фальшивую минералку, когда в Мальте есть природный источник с уникальной водой? Договорился со всеми инстанциями, и началось производство. «Мальтинская» так понравилась потребителю, что каждое утро фуры за ней в ряд стояли у «Водопада» на федеральной трассе. Уже позже, кроме цеха по производству напитков, там построили еще и рынок.


Спасательный вертолёт

Когда голова у мужчины так плотно занята развитием бизнес-идей, обязательно должен быть оазис спокойствия и отдыха дома. Его Грачику Туманяну уже более 20 лет обеспечивает жена Татьяна. На момент их встречи она после окончания Санкт-Петербургской академии гражданской авиации работала в иркутском аэропорту стюардессой. Года через два после того, как они стали жить вместе, Татьяне с работы пришлось уйти, но ее знания, полученные в академии авиации, впоследствии очень пригодились супругу. Это случилось, когда он приобрел вертолет. Сделал это для развлечения, потому что уговорили знакомые, они же порекомендовали летного инструктора Юрия, который его обучал управлять новой техникой. Хотелось совершенствоваться, водить Грачик мог любую машину, хоть большегруз, хоть трактор. А вот летать…

 

Когда у курсанта Грачика Туманяна было всего 20 часов налета, он вдруг решил сесть за штурвал самостоятельно, и как ни отговаривали, сделал это. Хотя, безусловно, рисковал, ведь в авиации все решают доли секунды. Неверное, решение могло закончиться трагедией. Но, к счастью, все прошло благополучно, целый день он тренировался во взлете и посадке, летал до Ситниково и обратно. Инструктор Юрий, когда узнал, что Грачик с таким минимальным налетом сам управлял вертолетом, причем успешно, был крайне удивлен и сказал, что это первый случай в его практике.

 

Сейчас Грачик Туманян свой вертолет «чувствует от и до» и управляет им безукоризненно. Если раньше боялся высоты, то сейчас этот страх в себе изжил полностью. Летает в самые отдаленные горные ущелья и глухие таежные леса Приангарья и каждый раз любуется сверху красотой нашего края. С друзьями улетает на рыбалку в такие места, куда редко добирается человек. Рыбалка — это еще одно его увлечение, на удочку может поймать до 60 хариусов и ленков.

 

Со временем вертолет Грачика Туманяна стал в самом буквальном смысле спасательным. При недавнем наводнении на нем перевозили гуманитарную помощь для пострадавших от наводнения в труднодоступные места Тулунского района, в том числе и ту самую «Мальтинскую», как известно, с питьевой водой там были проблемы. Но самое главное — Грачик Туманян спас от верной гибели восемь человек.

Один из самых известных случаев — два года назад он нашел в тайге заблудившегося офицера со Среднего, уехавшего туда на сбор орехов. О поисках с вертолета слезно просила его жена.


— Я получил координаты того места, вместе с его женой мы там долго летали, высматривали, видели военных на «Урале», которые тоже поехали на поиски, — рассказывает Г.Туманян. — Но его самого так и не нашли. В том месте по тайге бегали медвежата, я тогда подумал, что, возможно, медведица, чувствуя опасность для своих детенышей, могла напасть на человека. Но его жене, конечно, об этом не сказал. Вернулись мы ни с чем. Но прошло дней 12, и его супруга снова ко мне пришла, плакала, рассказала, что видела сон, будто ее муж в каком-то зимовье сидит и идти уже не может. Я сомневался, но мы снова полетели, в том районе действительно увидели сверху зимовье, но там было очень сложное для посадки место, вернее, вообще нельзя было садиться. Ближайшая поляна в 15 километрах, по тайге это несколько дней пути. В общем, на свой страх и риск я практически вертикально посадил вертолет рядом с зимовьем. И на самом деле, пропавший офицер был там, он идти даже не мог, похудел на 40 килограммов, весь был изъеден комарами. Еще день-два, и не хочется говорить, что могло бы быть. Где-то через год, когда он окончательно оправился, вместе с женой они ко мне приезжали, благодарили.

 

А сколько случаев, когда Грачик Туманян летал по просьбе людей спасать их травмированных друзей. Один на Братском море прыгнул с вышки на мелководье, сломал позвоночник. На другого в тайге при лесозаготовке упала сосна, тоже сломал позвоночник. Еще несколько скатились с горы в труднодоступных районах, все переломались. Еще у одного человека случился инфаркт в горах. И всего таких — восемь человек. Грачик Туманян о своих спасательных операциях предпочитает скромно молчать. И ни разу за полеты в эти труднодоступные районы он не брал с пострадавших деньги, хотя все мы понимаем: топливо для такого полета стоит немало.


— Я когда людям делаю добро, это для меня самое приятное. Это больше, чем деньги, — признается Грачик Туманян. — Деньги я и сам заработаю. Когда человек живет только для себя, он уже никому не нужен. Никто хорошо про него не скажет. Надо людям помогать!

Ольга КОРОЛЁВА.

Фото автора и из архива Г.ТУМАНЯНА.

Рейтинг статьи:
0
  
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика