Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » Валентина Шуткова

Валентина Шуткова

6-10-2016, 17:13
Автор: nautilus
Просмотров: 2 250
Комментариев: 0
Валентина ШутковаУчитель русского языка и литературы, завуч школы № 12 Валентина Шуткова уже шесть лет как ушла на заслуженный отдых. Но все мы знаем, что бывших учителей не бывает, до сих пор она очень внимательно следит за новостями своей школы, с радостью общается с учителями и встречается со своими учениками. Стать преподавателем Валентина Николаевна мечтала с детства и ни разу не пожалела о сделанном выборе.
 
Эталонное сочинение
Примером образцового педагога для нее стала первая учительница Клавдия Георгиевна Перфильева.
— Она была для меня идеалом, — вспоминает Валентина Николаевна. — Высокая, статная, всегда в строгом темном костюме, длинные волосы собраны назад в строгую прическу. Внутренне Клавдия Георгиевна оказалась очень богатым человеком, она была с нами одновременно и строга, и честна, это невероятно располагало. Дети ведь всегда чувствуют, когда их обманывают, ни разу такого ощущения не возникло при общении с этим человеком.
Любовь к первой учительнице была настолько яркой эмоцией, что даже спустя годы, при поступлении в педагогический институт, наша героиня написала сочинении именно о ней. И оно так понравилось приемной комиссии, что текст распространили среди преподавателей, и отрывки впоследствии зачитывали со сцены на общегородской итоговой августовской педагогической конференции, в том числе и в Усолье. При всем этом случился удивительный факт - с первого раза в институт автор блестящего сочинения не поступила, чем невероятно поразила своих учителей. 
— Мне не хватило всего одного балла, я вернулась домой, — говорит наша героиня. — В сентябре встретила своего учителя физики Владимира Георгиевича Юрышева, он меня спросил, что я тут делаю, а когда узнал, что я не поступила, поверить не мог, рассказал, что отрывки из моего сочинения читали на августовской педагогической конференции, и все мои преподаватели были абсолютно уверены, что я стала студенткой.
 
Тяжёлая утрата
Детство у Валентины было очень счастливым. Отец-фронтовик Николай Петрович и мама Евгения Трофимовна приехали в Усолье из Приморского края. 
— Папа сразу поступил на работу в железнодорожный цех Химпрома, где стал секретарем партийной организации. Мама работала продавцом в ОРСе. Мы с младшим братом Юрой росли любимыми и обласканными детьми. Мама относилась всегда к нам очень внимательно и по-доброму, а папа был стержнем семьи, ее основой — строгий, порядочный, собранный, требовательный, ответственный. Настоящий мужчина, — делится Валентина Николаевна. — Я очень его любила, и он относился ко мне серьезно, как ко взрослой, может быть, потому, что я была старшей дочерью, может быть, потому, что видел во мне какие-то свои качества.  
Увы, семейная идиллия оборвалась внезапно и страшно. Однажды Николай Петрович возвращался на своем мотоцикле с работы, на большой скорости на повороте попал под встречную машину, смерть была мгновенной. Утрата для всех его близких была очень тяжелой. Евгения Трофимовна осталась одна с двумя детьми, Валя училась в восьмом классе, Юра — в шестом. И хотя мама старалась держаться, быть внимательной к детям, часто Валя слышала, как она горько плачет по ночам. На зарплату продавца поднять детей было нереально, и Евгения Трофимовна перешла на Химпром техником в отдел снабжения, где проработала до пенсии.
Вот в такой ситуации жила семья на тот момент, когда наша героиня не поступила в педагогический институт после школы.
— Тогда мне очень помог человек, который вообще в моей жизни сыграл очень большую роль, это Александр Петрович Алексеев, — рассказывает В.Шуткова. — Он жил с нами в одном доме и с момента гибели папы как-то негласно нас опекал, что ли. Когда я окончила школу, он работал директором Усольского химико-технологического техникума. Узнал, что в институт не поступила, и предложил поработать год лаборантом в УХТТ. Так я и сделала, одновременно готовилась к вступительным экзаменам.
В итоге все сложилось хорошо, пусть со второй попытки, но Валентина стала студенткой Иркутского педагогического института. 
 
Непотерянное время
Кстати, год, который наша героиня провела в Усолье, работая лаборантом, впоследствии обернулся для нее большим счастьем. Именно в это время она сблизилась со своим будущим мужем Евгением Шутковым. Они были знакомы с детства, их мамы обе трудились продавцами в ОРСе. После работы мужья встречали жен, чтобы проводить домой, постепенно стали дружить семьями. Так что дети были знакомы с 11 лет, учились в параллельных классах. Дружили, общались, ходили друг к другу в гости. И Шутковы были первыми, кто поддержал, когда трагически погиб отец Валентины. После школы Евгений тоже на год вернулся в Усолье — не поступил в военное морское училище, устроился на работу. Ребята, не попавшие в институт, практикуют выражение «потерять год», так вот для этой пары потеря обернулась приобретением будущей крепкой семьи. Поначалу они общались дружески, потом стали все больше времени проводить вместе, и, наконец, поняли, что пришла любовь. 
Валентина стала студенткой, Евгений той же осенью ушел служить в армию, причем на морфлот, то есть на три года. Влюбленные стали писать друг другу теплые и трогательные письма. А когда он вернулся, поженились и до сих пор сохраняют крепкую семью, поддерживают друг друга абсолютно во всем.  
Валентина, как мы уже писали, очень любила отца и старалась прислушиваться к его советам. Учась в школе, она активно участвовала в общественной работе — была сначала председателем совета дружины школы, а потом и секретарем комсомольской организации. Но вот в институте эта сторона жизни оказалась неохваченной — чтобы постоянно «держать руку на пульсе» такой работы, нужно отдаваться этому полностью, и в выходные, и в будни. Но девушку очень тянуло домой, к маме, к брату, с которым они до сих пор очень дружны. Поэтому, как только выдавалось свободное время, Валя ехала в Усолье. 
 
Души призвание
Студенческие годы пролетели быстро, наша героиня получила диплом учителя русского языка и литературы. Этот предмет выбрала, потому что, сколько себя помнит, очень любила читать, постигать характеры героев, анализировать их мысли и поступки. В те годы действовала система обязательного распределения выпускников. И тут снова помог А.Алексеев, к тому времени он уже занимал пост директора школы № 11. Он сделал вызов в вуз на имя нашей героини, и она сразу после окончания института приехала в родной город. Но проработать молодой специалист успела только одну четверть, в тот год в этой школе оказался недобор учеников, словесникам не хватало часов даже на одну ставку. А вот в другой школе, № 12, тогда она располагалась в здании, где сейчас лицей № 1, преподавателей русского языка и литературы не хватало, и нашу героиню пригласили туда. Но через какое-то время эту школу закрыли. Валентина Николаевна без работы, конечно, не осталась, ее бывший учитель Владимир Юрышев, уже занимающий пост директора школы № 5, прекрасно помня организаторские и прочие способности своей ученицы, позвал ее завучем в свою школу № 5, откуда наша героиня выпускалась. 
— Мне тогда было как-то страшно — прийти в свою родную школу, общаться со своими учителями, но уже на новом уровне. Но как-то меня легко и тепло приняли, и я быстро адаптировалась. И там как раз все мои навыки общественной работы, дремавшие с институтских времен, очень пригодились.
С этого места работы Валентина Николаевна ушла в декретный отпуск, в семье появился сын Артём. Пока она ухаживала за своим малышом, школу № 5 тоже закрыли, так В.Шуткова оказалась в только что построенной школе № 12, она пришла туда к открытию, в июне 1981 года, и проработала завучем до ухода на пенсию.  
— Главным в школе я всегда считала и считаю до сих пор отношения «учитель — ученик», отношения «учитель — администрация» как-то на этом фоне уходят на второй план. Потому что первое важнее. Я где-то прочитала такую фразу, запавшую мне навсегда: «Учитель — то души призвание». В ней, в общем-то, все сказано, и я старалась всю жизнь работать так, чтобы давать не только знания, но и воспитывать душевные качества ребят. У меня никогда не было привычки делить детей на успевающих и неуспевающих. Всегда к людям относилась как к личностям, неважно, взрослый это или нет. Учителю важно эту личность в ребенке разглядеть и по возможности направлять, — уверена Валентина Николаевна, — основной метод при этом — убеждение и понимание. И всегда старалась ставить себя на место ребенка, прежде чем что-то требовать. Потому что точно знаю, что не имею морального права просить ученика сделать то, чего бы не могла сделать сама.
Никогда не знаешь, чем твое слово отзовется в человеческой душе, а тем более — в детской. Валентина Николаевна всегда старалась очень бережно относиться к чувствам своих учеников. И многие из них дружили и дружат с ней и после окончания школы. Один из учеников как-то, спустя годы, признался, что для него очень важно было, когда она после тематического сочинения «Кем я хочу стать» спросила, можно ли прочитать его сочинение классу. По словам ставшего уже взрослым мужчины, эта ситуация сильно повлияла на его мироощущение. Учился он не очень хорошо, но в этот текст вложил все свои мечты и переживания, и никак не ожидал, что любимая учительница спросит, можно ли прочесть все это одноклассникам. Обычно вслух читали работы сильных учеников. Конечно, он ответил согласием, и что-то после этого в нем изменилось, он ощутил в себе потенциал и желание меняться к лучшему, понял, что есть люди, способные в нем это хорошее разглядеть. 
— Шесть лет назад я ушла из школы на заслуженный отдых, поняла, что больше внимания хочу уделять своим близким, которые в этом нуждаются. Но о школе не забываю, с интересом слежу через СМИ за тем, что там происходит, болезненно переживаю какие-то неудачи и искренне радуюсь успехам, мне интересен и дорог каждый шаг, — признается В.Шуткова. — В этом году моя школа № 12 отмечает 35-летний юбилей. Поздравляю коллектив, учеников и выпускников с этим замечательным событием. Все коллеги-учителя — в моем сердце, и я всегда очень рада встрече и с учителями, и со своими учениками.
Ольга КОРОЛЁВА.
Рейтинг статьи:
+5
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика