Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » Елена Седенкова

Елена Седенкова

27-12-2015, 11:17
Автор: nautilus
Просмотров: 2 243
Комментариев: 0

БЕРЕЖЁТ память предков, ОБЕРЕГАЕТ семью и работает с БЕРЕСТОЙ

Елена Седенкова

Наши предки говорили: «Если в доме береста, жить вам лет до ста». Такие слова, как беречь, оберег, береза, береста являются родственными и имеют один корень. Как и БЕРЕГИНЯ. Это слово как нельзя лучше подходит героине сегодняшних «Усольских встреч» Елене Седенковой. Она, как и многие женщины, - хранительница дома, очага. Положительную энергетику в свой дом она вносит не только пирогами, которые получаются у нее высокими и пышными, но и с помощью бересты, поскольку издревле считалось, что береза ниспослана для того, чтобы сберечь человека от всяческих несчастий.

 

Елена СеденковаКогда деревья были большими
В паспорте Елены Седенковой в графе место рождения написано: участок Весёлый Тайшетского района Иркутской области. Был посреди леса, в тайге, в 90 км от Тайшета леспромхоз с таким названием. Стояло там 30-40 домов, и жили здесь в основном выходцы из Белоруссии.
Позже семья переехала в деревню Иванов мыс, где и домов стояло побольше – за сотню, и школа начальная была. Работали в ней две учительницы, одна из которых являлась директором школы. Когда Лена пошла в первый класс, учеников, на удивление, было много – восемь, они занимали все парты в одном ряду, рядышком учились третьеклассники. В школе любознательной девчонке нравилось, с уроками справлялась легко. В восьмилетнюю школу окрестных ребят возили в соседний населенный пункт, который находился в девяти километрах от Иванова мыса. А когда автобус ломался – шли пешком.
- Девять километров – не расстояние, - смеется героиня сегодняшних «Усольских встреч». - У меня тетя почтальоном работала, я по этой дороге с ней частенько за письмами и газетами ходила. Кругом тайга – лес стеной стоит. И цветов много. Мне нравилось любоваться цветами, я каждый лепесток разглядывала. И букеты домой приносила. А еще мои дед с бабушкой часто в лес ездили, рвали дикие лук и чеснок, собирали грибы, ягоды. С десяти лет я с ними в тайгу отправлялась. Лес кормил нас. Кроме меня, в семье было еще трое детей – мы все погодки. Папа лес валил, мама иногда варила еду рабочим леспромхоза, но чаще управлялась с детьми, домом и хозяйством.
Одной травы на такое хозяйство сколько надо! На покос ездили сначала на деревянной лодке, потом купили «Казанку» с мотором. Елена и косить с детства умеет, и грести, приходилось и копны ставить.
Новостей в маленьком населенном пункте мало, достопримечательностей – и того меньше. Одна из них – лошадка Волга, которая в деревянном фургончике доставляла хлеб из пекарни в магазин. Это было событие – в ожидании хлеба у магазина выстраивалась очередь. Лена вспоминает, что была у них одна бабушка, которая в очереди всегда рассказывала, как жили раньше, когда сахара не было, хлеб стряпали сами – эти истории и сегодня героиня нашей рубрики хранит в памяти.
Лена рассказывает о своем детстве так ярко, что я будто наяву вижу песчаную гору, на которой стоит деревня Иванов мыс. Выросшей Елене иногда снился сон: поляна с цветами, мягкая трава, и она во сне понимала – это деревня ее детства. И очень мечтала вновь оказаться там, где была так счастлива.
- Через 30 лет мы с сестрой съездили в Иванов мыс, где еще живут наши родственники. Тетя показала нам места, которые я помню с детства, - с нотками ностальгической грусти говорит Елена Седенкова. – И Бирюсу увидели, и поляну из сна, и озеро, где купались. И что интересно – озеро, которое в детстве казалось большим, даже огромным, на самом деле имело скромные размеры. И берег реки уже не такой высокий. Детство кончилось – мы выросли.
Дети подрастали, им нужно было учиться дальше, и семья переехала в поселок Новочунка. Мама пошла работать, стало легче материально, но у младших членов семьи прибавилось забот по хозяйству. Все четверо в свободное время по очереди пасли корову.
Любовь к земле с годами не угасла – у героини наших «Усольских встреч» есть дача, где растут и овощи, и цветы, и ягоды, среди них есть и «наливные яблочки», и черные помидоры, и даже миндаль.
Елена СеденковаВзрослая жизнь
Позади – школа, впереди – новая жизнь. Вместе с двумя одноклассницами Елена стала студенткой механического отделения Иркутского индустриального техникума.
- Хорошее время было! Веселое, интересное! На курсе учились только парни и мы, трое девчат. Мы до сих пор общаемся, перезваниваемся, - говорит Е.Седенкова. – По распределению десять выпускников, и я в их числе, отправились в Красноярск. Жили в общежитии, ходили друг к другу в гости – казалось, что продолжается студенческая жизнь.
В техникуме Елена встретила свою вторую половинку. Сергей после завершения учебы ушел в армию, а, вернувшись, увез невесту из Красноярска к себе на родину, в Усолье. Брак регистрировали 27 января 1989 года в только что открытом загсе на Привокзальном. В этом году отметили серебряную свадьбу, вырастили сына Евгения и дочь Светлану.
Ковшичек из бересты
Среди рукодельниц Усолья Елену Седенкову знают, как мастера, делающего эксклюзивные вещи из бересты. Картины, розы, бусы, ободки, фигурки животных, выполненные Еленой, понравились и жителям соседнего города. Летом Елена Седенкова впервые привезла свои работы из бересты на «Ангарский Арбат». Выбирать на ярмарке всегда есть из чего, но совы, поросята, цапля, розы из бересты нашли своего покупателя.
Елена помнит, как в детстве, собирая в лесу грибы или ягоды, они подходили с дедушкой к роднику и пили воду из ковшичка, который кто-то заботливо свернул из бересты.
Несколько лет назад на одной из выставок в Иркутске Елена увидела небольшие панно из бересты. Правда, стоили они недешево, поэтому покупать их она не стала. Но увиденное запало в душу.
- Я ведь в деревне росла. Папа рыбачил, а из бересты поплавки делал. Так что представление о том, как бересту снимать, я имела. Попробовала сделать панно – получилось. Так потихоньку береста увлекла меня.
Первые пробы пера висят у мастерицы дома, она ими дорожит. С появлением Интернета появилась возможность увидеть много интересных работ, и это дало простор для творчества. Кстати, ободки из бересты – целебны. Как-то на выставке к мастерице подошла покупательница и рассказала историю: она слышала, что береста снимает головную боль и приводит в порядок кровяное давление, и когда купила у Елены ободок, проверила это на себе – работает. Как частичка дерева-донора, береста подпитывает человека положительной энергетикой, снимая усталость и плохое настроение.
Хочется мастерице попробовать делать из бересты кухонную утварь – баночки для специй, кружки. И хлебницу, как ту, что на ее кухне, сделанную умелыми, но, к сожалению, не ее руками. Хлеб в берестяной хлебнице хранится дольше и не плесневеет.
Еще одно хобби рукодельницы – вязание. Петли набирать научилась еще в начальной школе. В Красноярске освоила крючок, вязала салфетки. Потом, по признанию мастерицы, жизнь заставила – дети росли, а в магазинах мало что можно было купить, вязала на них и кофты, и штаны, и шапки. Сейчас нужды нет, и купить можно все. Но ведь и пряжи появилось столько, что глаза разбегаются от красоты! Приглашают ее на все городские выставки мастериц. Кстати, на этих выставках Елену можно увидеть сразу – времени зря она не теряет, пока другие общаются, она уже носок связала – будет кому-то подарок, куда вложено тепло ее рук.
Сергей поддерживает увлечения жены. В лес с ней за берестой ездит. Дает советы, когда она творит свои шедевры. Дочь Елены Светлана отдает предпочтение вышивке, хотя вязать тоже умеет. Дома у Седенковых одна из стен вся завешана работами Светланы.
Татьяна ЩЕРБАКОВА.
Фото из архива
Елены Седенковой.

Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика