Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » Невский пятачок

Невский пятачок

8-09-2016, 13:55
Автор: nautilus
Просмотров: 2 351
Комментариев: 0

Невский пятачокСегодня, в годовщину начала блокады Ленинграда, 8 сентября 1941 года, к этой теме в нашей стране пристальное внимание. Однако среди россиян есть люди, для которых дань памяти подвигу погибших во время Великой Отечественной войны не зависит от специальных дат и юбилеев. Ребята из усольского отряда «Искатель» имени А. Засухина — как раз из таких. Уже много лет они под руководством Максима и Нины Торопкиных, которые возглавляют областное и городское поисковые движения, ездят в поисковые экспедиции на Невский пятачок в Ленинградской области и другие места боев Великой Отечественной войны, разыскивают останки воинов для их дальнейшего погребения. 

 

Невский пятачок — место ожесточенных боев на протяжении всей блокады Ленинграда, там погибли десятки тысяч советских солдат. Этим летом в экспедиции «Искателя» принял участие и наш коллега, журналист телекомпании «Усолье» на 11 канале, а с недавних пор и исполняющий обязанности шеф-редактора программы новостей Виктор Верещагин. Сегодня он расскажет нашим читателям, насколько интересной была эта поездка.
— Нас было 15 человек — одиннадцать детей, Максим и Нина Торопкины, депутат городской Думы Вадим Кучаров и я. Моя задача была снимать как можно больше видео, чтобы затем смонтировать из этого материала фильм для показа в эфире 11 канала.

 

Поразило многое. Мы живем в Сибири и о Великой Отечественной войне знаем только из рассказов фронтовиков, фильмов, различных художественных и документальных материалов. А когда приезжаешь туда, непосредственно на место происходящих тогда событий, озвучивают такие цифры, которые просто не укладываются в голове. Размеры места боевых действий на Невском пятачке совсем небольшие, примерно один километр на четыре. По разным данным там погибло от 80 до 200 тысяч человек, то есть практически на каждом клочке этой земли — чья-то смерть, - говорит Виктор. - Уже во время войны была статистика, что средняя продолжительность жизни советского солдата на этом месте — 48 часов. И люди шли защищать Ленинград, прекрасно это осознавая. Из попавших на Невский пятачок практически никто не возвращался обратно. Раненых на правый берег переправляли не часто. Голодные, ослабленные защитники плацдарма, воодушевляемые комиссарами и политработниками, стояли насмерть, сражались с яростью обреченных. Впрочем, другого выхода у них и не было... Туда сыпалось восемь тысяч снарядов ежедневно, земля чуть ли не напополам перемешалась с металлом. Сейчас там осколки снарядов, хвосты мин лежат сложенными на берегу. Когда идешь по этой земле, впечатления очень сильные. Мы побывали на Мемориале, где много братских могил, в каждой захоронено от 500 до 1000 бойцов.
— Есть ли результаты у этой нынешней экспедиции поискового отряда «Искатель»?
— За эту вахту удалось найти останки восьми советских солдат. Но, увы, главного, о чем мечтает каждый поисковик, — обнаружить медальон, чтобы можно было опознать погибшего, не удалось. Все останки по окончании вахты каждый отряд передает в местное поисковое объединение, осенью их торжественно захоронят с воинскими почестями в братской могиле мемориала Невского пятачка. А вот если кого-то удается опознать, начинаются поиски родственников, чтобы предать останки погибшего воина земле на его малой родине.
— Ты тоже принимал участие в поисковой работе?
— У меня была задача снимать все как можно больше. Но я же журналист, и как оператор оказался не очень дисциплинирован. Поддался искушению, взял лопату в руки и принимал участие в поисках практически наравне с ребятами. А вот когда вернулся в Усолье, себя за это просто проклинаю, потому что видеоматериала для монтажа фильма катастрофически не хватает. Вообще меня удивило, с каким энтузиазмом ребята отнеслись к своей задаче, с какой отдачей работали. А ведь это очень тяжело. Копать начинали с девяти-десяти утра и до семи вечера с перерывом на обед. А если обнаруживались какие-то находки, вообще могли без обеда копать, не останавливаясь. Есть и определенные правила — если начинают попадаться патроны, оружие, значит, где-то рядом могут быть останки бойцов. Парни копают, а девушки перебирают руками каждый кубический сантиметр земли из отвалов, чтобы не допустить потери важной частички или, что самое главное — медальона с личными данными бойца, он же совсем небольших размеров. Особенно трудно было вести поиски возле береговой линии, в зимние месяцы красноармейцы вдалбливались в лед Невы при обороне, поэтому там тоже много останков. Копать тяжело, потому что это очень неподатливая глина, а влажная она еще и тяжелая.
— Наверняка, там попадаются и неразорвавшиеся снаряды, гранаты, не было опасности, что они могут сдетонировать?
— Если находятся боевые снаряды, они аккуратно складируются в одном месте, что-то типа небольшой ямы, в конце вахты приглашают сотрудника полиции и все ему сдают. Хотя, какая-то вероятность взрыва теоретически есть, но отряд опытный, знает, как себя вести с оружием и боеприпасами. К тому же там такие свойства почвы и сырость, что оружие все основательно проржавело. Чтобы патрон, например, взорвался, его, наверное, нужно минут тридцать в костре запекать.
— Все мы знаем, что существует целое движение «черных копателей», которые в таких местах выискивают оружие, награды, ценные вещи. Вам такие не попадались?
— Нет, на Невском пятачке очень мощное питерское поисковое объединение Святого Георгия из 22-х отрядов, которое такие попытки жестко пресекает. Мы встречались с его руководителем, легендой поискового движения Олегом Алексеевым, он рассказывал, что они находили раскопы, где весь металл и личные вещи изъяты, а останки, то есть — самое ценное для поисковиков — выброшено за ненадобностью. А вот в Монголии на Халкин-Голе, куда также на подобную экспедицию ездил отряд «Искатель», была неприятная ситуация. Максим Торопкин рассказывал, что неподалеку от них с той же миссией стоял отряд японцев, так они, если понимали по личным вещам и обмундированию, что раскопали советского солдата, бросали его и копали дальше, им нужны были останки только своих соотечественников, вот такое отношение. Для российских поисковиков это немыслимо. На Невском пятачке встречаются останки немецких солдат, хоть и очень мало, на 100 наших — один немецкий. Их так же, как и красноармейцев, осторожно выкапывают и передают информацию в представительство Германии в Санкт-Петербурге, там этим занимается специалист, он забирает останки для перезахоронения на родине.

 

Кстати, если уж зашел разговор о местных поисковых организациях, то меня удивило их отношение к усольчанам. К отряду «Искатель» они относятся с огромным доверием и уважением. Только нам было можно остановиться непосредственно на Невском пятачке, другим отрядам — только за его пределами, ведь это историческое место, музей под открытым небом. Дело в том, что на протяжении многих лет усольские искатели себя зарекомендовали с самой лучшей стороны — они всегда увозят с собой мусор и даже закапывают раскопы, остается совершенно нетронутое место, будто никого здесь и не было, это местным жителям очень нравится.

 

Этим летом нашу экспедицию привлекали для реконструкции одного из эпизодов сражений на Невском пятачке. Нужно было помочь подготовить блиндаж комиссара Александра Щурова, требовалась чисто физическая работа для обустройства блиндажа, например. В дальнейшем он станет частью экскурсии по Невскому пятачку. О подвиге солдат под командованием комиссара Щурова рассказывали еще в годы войны. Был момент, когда на Невском пятачке погибли абсолютно все советские солдаты, оставался только этот блиндаж, но его бойцы не сдались и бились до последнего. Немцы полностью уничтожили их артиллерийским огнем, а наши не могли помочь ничем — бойцы Александра Щурова оказались зажатыми на маленьком кусочке взрытой снарядами и бомбами земли. Отступать было некуда, переправа – невозможна, как, впрочем, и сама мысль о том, чтобы сдаться врагу. В 2008 году этот блиндаж нашли. При обследовании останков было обнаружено, что многие защитники уже были тяжело ранены. У комиссара Щурова, например, осколки были найдены и в районе позвоночника, и вдоль всей спины, его тело лежало на ящике патронов. Вообще, там можно услышать столько легенд, столько различных фактов о войне, чего никогда не прочтешь ни в одной исторической книге.
— Ты бы хотел еще раз поехать туда?
— В поисковом отряде «Искатель» шутят: «К нам попасть сложно, а уйти невозможно». У них вообще какое-то иное отношение к Великой Отечественной войне. И я, конечно, проникся духом, атмосферой отряда, стал относиться к этой теме более трепетно, хотя оно всегда было трепетным, так родители воспитали. За эту поездку я в очередной раз убедился, какой подвиг совершил наш народ, осознал масштабы того, что происходило много лет назад. И, конечно, хочу поехать в такую экспедицию снова, если у меня будет такая возможность.

Ольга КОРОЛЁВА.

Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика