Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » Вынес из огня земляка

Вынес из огня земляка

23-04-2020, 07:00
Автор: nautilus
Просмотров: 894
Комментариев: 0

Вынес из огня землякаВалентина Шеметова своим отцом-фронтовиком может гордиться по праву. Еще во времена Первой мировой войны появилась поговорка «Или грудь в крестах, или голова в кустах». Пускай не в крестах, но в боевых медалях, которые всем подряд уж точно не давали, вернулся домой с войны усольчанин Ефим Баландин. На его гимнастерке сияли медаль «За боевые заслуги» и две – «За отвагу». Уже, исходя из этого, можно себе представить, каким смельчаком показал себя на войне наш земляк, родившийся, как указано в наградных документах, в Куйбышевской, ныне Самарской, области.


– Отец родился в 1914 году, когда началась Первая мировая война, - рассказывает дочь фронтовика Валентина Ефимовна. – В шестилетнем возрасте отец убежал из дома. Это был 20-й год, начинались колхозы, и получилось так, что он играл с мальчишками и случайно выбил окно председателю колхоза. Родители поставили его на горох, и он сбежал. Прибился к беспризорникам, их тогда много было, и добрался до Усолья, да так и остался здесь. Когда подрос, выучился ремеслу печника и без работы не сидел.

 

Здесь парень встретил свою будущую жену Антониду, и в 1936 году пара расписалась. В 1938 году родилась дочь Любовь, в феврале 1941-го – сын Анатолий. Новорожденного Толю отец не увидел – за месяц до рождения малыша, 1 января 1941 года, его призвали на срочную службу. А в середине сентября того же года начался боевой путь усольчанина в составе 848-го стрелкового полка 267-ой стрелковой дивизии 4-го Украинского фронта и 2-го Прибалтийского. 

Он продолжался до середины января 1945 года. Однако домой, в Усолье, Ефим Яковлевич вернулся только в 1946 году. За пять лет Антонида Павловна получила две похоронки и уже не чаяла свидеться с мужем. Жила со своими родителями в доме на улице Крестьянина и растила дочку и сына. Однажды калитка отворилась, и во двор зашел солдат. Первым зятя встретил тесть, а уж после – жена и подросшие дети.

 

– По рассказам отца я помню, что его часть разбили, и он скрывался от немцев в деревне, вроде бы это было в Польше, – вспоминает дочь. – Хозяйка дома спрятала его в амбаре, в пшенице. Немцы ходили по дворам и штыками проверяли, не спрятан ли кто в зерне, в сене. Его, к счастью, не задели. А потом он побрился, хозяйка дала ему женское платье, повязала на голову платок, и они вроде как пошли на базар. Так она его и вывела за пределы деревни. Запомнился мне еще один случай. Отец говорил, когда немцы отступали, деревни и села сжигали, а раненых советских пленных бросали в огонь. Когда наши войска зашли в одно из сел, то бросились вытаскивать из костра наших солдат. Отец тоже вытащил одного, и это оказался усольчанин, который до войны жил недалеко от улицы Магистральной – Иван Плотников. Он тоже остался жив и потом часто приходил к нам в гости, они вместе отмечали День Победы, ходили на демонстрации.

 

Зайдя на сайт «Память народа.ру», я смогла узнать, за что наш земляк награжден столь значимыми медалями. Первая из наград – медаль «За отвагу», ею усольчанин награжден в январе 1944 года. В приказе о представлении к медали от 18 января говорится, что связист-телефонист роты связи, старший сержант Ефим Яковлевич Баландин за время боев с 10 по 15 января 1944 года не сходил с линии связи и под минометно-путеметным огнем противника, передвигаясь по-пластунски, устранил 36 порывов линии связи по двум направлениям. К медали «За боевые заслуги» ветеран представлен в мае того же года. В приказе краткое описание подвига героя звучит так: наградить «старшего телефониста роты связи, старшего сержанта Баландина Ефима Яковлевича за то, что, дежуря у телефона на КП батальона, обеспечил четкую, бесперебойную связь с КП полка в период боев на подступах к Севастополю. За два дня лично устранил под огнем противника до 20 порывов на линии, быстро давал связь вслед наступающему батальону». Третья награда, еще одна медаль «За отвагу», сибиряку вручена в марте 1945 года. В боях северо-западнее населенного пункта Приекуле (Латвия) с 20 по 27 февраля 1945 года под непрерывным арт-минометным огнем противника, рискуя жизнью, он обеспечивал бесперебойную связь, устранив четыре порыва на линии. К этому времени фронтовик был уже дважды ранен и четыре раза контужен. Именно в Приекуле находится одно из крупнейших в Европе воинских братских кладбищ. Здесь, на месте ожесточенных боев, перезахоронены погибшие воины из боевых, временных и госпитальных захоронений периода войны – более 23 тысяч человек.

 

Вернувшись к родным, которые его уже дважды похоронили и отпели в церкви, Ефим Баландин получал небольшую пенсию по инвалидности. Но семья разрасталась: в 1947 году на свет появилась дочь Валентина, в 1949-м – Надежда. Главе надо было кормить семью, к тому же он взялся строить свой дом на улице Колхозной, а денег не хватало. Периодически он устраивался на сользавод и работал там до очередной медицинской проверки, после которой его, как инвалида, увольняли. На строительство дома взял ссуду и выплачивал ее десять лет. В итоге пускай и небольшой, но дом все-таки построил. Брался и за кладку печей, рыбачил, охотился, держали кур, уток, гусей, так что голодными дети не бывали.

 

– Папка у нас строгий был, если что не по нему, плохо придется, – делится В. Шеметова. – С войны папа привез наган, и он, завернутый в тряпочку, лежал в печурке. А после войны по домам ходили милиционеры, проверяли, хранится ли у кого оружие, и забирали. Мне тогда лет пять было, отца дома не было, и я им показала, где лежит наган. Попало тогда всем! Он хорошо играл на балалайке, знал много старых песен и любил их петь – голос хороший был, в любой компании он – запевала. Хороший голос и младшей сестре достался, а вообще поют у нас все.

 

После рождения Валю, как положено, крестили. Ее крестным стал друг отца, работавший пожарным на заводе горного оборудования, Иван Котец. На память другу он подарил собственноручно выполненный карандашом портрет, он и сейчас хранится у дочери, как и все старые семейные фотографии. Да и живет Валентина Ефимовна в родительском доме, унаследованном после ухода родителей их жизни. Мамы не стало в ноябре 1992 года, через два месяца, в январе 1993-го, умер отец. Став дедом, Ефим Яковлевич любил водиться с внучатами, играть с ними. Он обучил печному делу своего сына, а один из внуков уже сам, по книге, научился класть печи. К сожалению, у родных не сохранились награды фронтовика (всего, по словам дочери, их было шесть) – их украли из дома. Сейчас в живых остались только две младшие дочери Ефима Баландина. Но они, их дети и внуки помнят о своем ветеране.

Инна ПРОКОПЕНКО.

Фото из архива В. Шеметовой

Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика