Уже известны все подробности чрезвычайного происшествия с судном «Баргузин-2» в районе поселка Большое Голоустное на Байкале 2 августа. Но главная деталь случившегося для нас в том, что спас экипаж и терпящих бедствие пассажиров (среди которых было 15 усольчан) житель нашего города, предприниматель Александр Ляховчук. Большинство очевидцев и участников уверены, что если бы не его помощь, жертв было бы не избежать.
Напомним, в минувшее воскресенье судно «Баргузин-2» следовало по Байкалу от бухты Песчаной до Иркутска. Около пяти вечера пассажиры почувствовали запах гари, о чем сообщили капитану, но он, по словам очевидцев, продолжил движение полным ходом. Через какое-то время машинное отделение было полностью охвачено огнем. В самом начале задымления капитан применил систему пожаротушения, но она заглушила огонь на минуту, после чего он загорелся с новой силой.
Густой дым и увидел Александр Ляховчук, находившийся неподалеку на своей яхте «Princess LEO», и сразу же поспешил на помощь, через две минуты «Princess LEO» была уже на месте происшествия.
— Мы носом подошли к судну и приняли на яхту детей и беременных женщин, около 35 человек, больше просто было нельзя, яхта могла опрокинуться, отвезли их на берег, вернулись и отбуксировали к берегу четыре плота, на которых были все остальные пассажиры и члены экипажа. Как потом выяснилось, три плота, расположенные на корме, оказались отсечены огнем, и оставшиеся плоты были рассчитаны на 80 человек, а их было 123, все бы не вошли. Я не мог не помочь, думаю, по-другому бы никто не поступил. Вся операция заняла буквально 15-20 минут.
Свидетели случившегося сообщили, что «Баргузин-2» сгорел буквально за десять минут. В общем, Александр Ляховчук оказался рядом как нельзя кстати, такое стечение обстоятельств и реакцию владельца яхты можно назвать настоящим чудом. Причем сигнала бедствия не было — рация на «Баргузине» не работала. Позже, 3 августа, на пресс-конференции, проведенной по поводу ЧС, исполнительный директор ОАО «Восточно-Сибирское речное пароходство» Виталий Кельманов пояснил, что действия капитана и членов экипажа «Баргузина-2» будут оценены компетентными органами. После возгорания корабль был полностью обесточен, рация тоже не работала. Капитан связался с диспетчерской службой по сотовому телефону. Мужчина успел сообщить координаты бедствия. После этого связь прервалась. После пожара членов экипажа сразу же направили на медицинское освидетельствование. По предварительной информации, у них не было алкоголя в крови.
Диспетчер по рации связалась с ближе всех находившимся в этот момент судном ВСРП «Александр Великий», которое сразу направилось к месту происшествия. Однако, как в один голос утверждают все, подошел «Алексанлр Великий» только через 30 минут, уже после того, как «Баргузин-2» сгорел, а все пассажиры и шесть членов экипажа были эвакуированы на берег. И уже затем прибыли судна МЧС.
- Среди пассажиров были и 15 усольчан, это до недавнего времени возглавлявший городскую федерацию футбола Андрей Гущин, предприниматели Никита Огольцов, Рустам Газиев, Максим Кондрюков с женой Ольгой и другие. Всех их Александр Ляховчук доставил до Иркутска на своей яхте, остальные участники происшествия до областного центра добрались на борту «Александра Великого».
— Небольшая паника была, дети плакали, женщины переживали, — говорит Никита Огольцов, — все произошло очень быстро, мы все благодарны Александру Ляховчуку, он просто молодец! Если бы он не помог, возможно, были бы проблемы. Экипаж «Баргузина-2» тоже сработал очень слаженно и организованно. Я думаю, что даже при наихудшем развитии событий все бы спаслись, просто мужчины посадили бы женщин и детей в плоты, а сами были на плаву, держась за плоты, дождались помощи или доплыли до берега. Ну, замерзли бы, поболели потом, но не погибли.
Многие оптимизма Никиты Огольцова не разделяют, все-таки до берега от места событий — полтора километра, температура воды всего семь градусов, да и паники было бы намного больше, не появись так вовремя спасительная «Princess LEO».
Что в итоге: все 123 человека, пассажиры и члены экипажа, спасены, никто не пострадал, огонь уничтожил пассажирский салон и машинное отделение судна «Баргузин-2» – теплоход восстановлению не подлежит, его отбуксировали в порт Байкал. Сейчас устанавливается предварительная причина пожара, проводятся экспертизы. Известно лишь то, что возгорание началось в машинном отделении. Восточно-Сибирское следственное управление на транспорте СК РФ возбудило уголовное дело по факту пожара на теплоходе «Баргузин-2» на Байкале. Следователи квалифицируют произошедшее в соответствии с ч. 1 ст. 238 УК РФ (оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности жизни и здоровья потребителей).
Кроме того, Виталий Кельманов сообщил, что пассажиры, чьи вещи были утеряны вследствие пожара на теплоходе, получат компенсацию со стороны ВСРП и страховой компании (максимальный размер – до 23 тысяч рублей), каждую компенсацию рассмотрят индивидуально. Также будет возмещена стоимость проезда и провоза багажа по маршруту «Бухта Песчаная – Иркутск». Руководство Восточно-Сибирского пароходства пообещало произвести все выплаты в течение недели. За компенсацией уже обратились более 75-ти человек. Пассажиры сгоревшего теплохода могут позвонить по телефону горячей линии ВСРП: 8(3952) 287-250. Также у них есть возможность получить всю интересующую информацию в офисе Восточно-Сибирского речного пароходства по адресу: Иркутск, ул.Чкалова, 37.
Главное, что все закончилось хорошо, никто не пострадал. И, безусловно, огромное уважение вызывает поступок Александра Ляховчука. Хоть он и утверждает, что не мог не помочь терпящим бедствие людям, и так поступил бы каждый, увы, это не так. До сих пор есть вопросы к капитану судна «Дунайский 66» и капитану судна «Арбат», которые прошли мимо терпящих бедствие на Волге пассажиров «Булгарии» 10 июля 2011 года. Александр Ляховчук мимо не прошел, и за это, наверное, спасенные люди будут ему благодарны всю жизнь.
Ольга КОРОЛЁВА.
Фото предоставлено Н.Огольцовым и ИА.