Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » Евгения Гаранина

Евгения Гаранина

3-09-2015, 11:38
Автор: nautilus
Просмотров: 2 337
Комментариев: 0

Евгения ГаранинаКогда-то давно маленькая девочка, которую сегодня все уважительно зовут Евгенией Станиславовной, не знала русского языка, потому что все ее родные разговаривали на литовском. Родилась она не в больнице и даже не дома, а в землянке, потому что немцы, отступая, сожгли дотла деревню, где жили ее родители. Едва малышка появилась на свет, папу призвали в армию, но молодая жена мужа не отпустила, не представляя, как останется одна с новорожденной на руках. В итоге его объявили врагом народа и дали десять лет, отправив на лесоповал в Коми АССР. 

 

Внучка кулака, дочь врага народа
Взяв дочку, – больше брать все равно было нечего, мать пошла на хутор к родителям мужа, где и осталась в большой семье родственников. Вместе со свекром и свекровью жили семьи их четверых сыновей и одной из двух дочерей. Держали скот, обрабатывали землю и жили почти натуральным хозяйством. Детская память героини нашей рубрики «Усольские встречи» Евгении Гараниной запомнила немногое. Например, как она, любопытная кроха, незаметно подобралась к машинке, шинковавшей капустный лист для поросят, и вместе с листом «нашинковала» мизинчик. А потом горько плакала, обиженно дергая бабушку за юбку – зачем ты мне пальчик отрезала? Следом за этим событием произошло еще одно. Жившую безбедно благодаря своему труду семью советская власть посчитала кулаками и в 1949 году решила выслать в Сибирь.
- Когда нас приехали вывозить, мама была в городе, - вспоминает Евгения Станиславовна. – Нас посадили на подводы, вокруг – вооруженные солдаты. Бабушка меня несколько раз толкала с воза, чтобы я убежала, но солдаты снова усаживали меня на телегу. Довезли до железной дороги и посадили в товарняк с нарами. На станциях раздавали горячую еду, иногда останавливали состав в поле и разрешали выйти в туалет. Нас привезли в Качуг. Русский язык изучали, общаясь с местным населением, дети почему-то называли нас бурятами, а мы даже не понимали, кто это.
Вскоре умерла бабушка, и дедушка попросил разрешения соединиться с семьей дочери, которая была сослана в Усолье, – Евгении Павидис. Так маленькая Женя попала в наш город. В 1951 году умер дедушка, и девочку взяла семья тети. В 1954 году мать получила разрешение приехать в Сибирь и забрать дочку, но местные органы НКВД забрали документы без права выезда. Немногим позже вернулся отец.
Училась девочка в школе № 9, где сейчас располагается музыкальная школа, и окончила учебу с одной «четверкой» - по тригонометрии, и то лишь потому, что не думала, что оценка войдет в аттестат. Мама воспитывала дочь строго и требовала беспрекословного послушания. Когда купили козу, обязанностью Жени стало пасти ее, а потом еще и козлят. Так продолжалось до девятого класса, пока «пастушка» не взбунтовалась. Теперь о том времени напоминает фото, где на фоне нарисованной природы – закрепленного фотографом на стенке барака полотнища – стоит улыбающаяся мама Жени в окружении рогатых четвероногих.
По всей стране за… химией
Школьная учительница химии сумела убедить своих учеников в том, что химия – самая перспективная наука. Она показывала ребятам привезенную из Москвы разноцветную пластмассовую посуду, убеждала в том, что будущее – за синтетическими лекарствами. И Женя с подругой поехали поступать в Москву, в химико-технологический институт имени Менделеева – ни больше, ни меньше. Их поселили в комнатку вместе с еще девятью абитуриентками из Подмосковья, которым конкуренция в виде каких-то провинциалок была совсем ни к чему. Они относились к ним с откровенной неприязнью, воровали учебники, продукты. Когда же стало известно, что выпускникам предоставят всего десять процентов мест, а все остальное получит рабочая молодежь, девчонки забрали документы. Наша героиня поехала в Воронеж и разыскала друга, с которым жила в одном дворе. Костя был на год старше и уже учился в строительном институте. Женя решила поступать в химико-технологический институт мясной и молочной промышленности. Ее приняли на вечернее отделение, с условием, что устроится на работу и оформит прописку. Но с пропиской не получилось, а без нее не брали на работу. На последние деньги усольчанка взяла билет до Вильнюса и уехала к родственникам, надеясь, что останется там. Однако родственники тоже не стали прописывать ее, так что пришлось вернуться домой.
Следующим летом Женя стала студенткой фармацевтического отделения Иркутского медицинского института, где пять лет изучала свою любимую химию. На занятия каждый день на протяжении четырех лет ездила из Усолья. Познакомилась с будущим врачом, он учился курсом старше, и вышла замуж. По распределению муж уехал на Сахалин, а через год к нему собиралась приехать жена с маленьким сыном Робертом. Но их, как оказалось, там никто не ждал – другая женщина ждала ребенка от их мужа и папы. Но поменять место распределения уже не получилось, и пришлось все же ехать на остров. Там судьба свела нашу героиню со вторым мужем – Александром.
- Саша как раз вернулся из армии – молодой, красивый, - рассказывает Е.Гаранина. – Пришел работать в аптеку, которой я заведовала, водителем. В подчинении у нашей районной аптеки находилось еще 30 сельских, и мы раз в месяц их все объезжали с проверкой. Поженились, и в день рождения мужа родился сын, названный им Александром.
Родина – в Усолье
После рождения второго внука в гости к дочери приехал отец. И получилось так, что неделю после его приезда шел дождь, на улице было сыро, холодно и грязно. Посмотрел на это погодное безобразие отец и настоял на возвращении семьи дочки в Усолье. Так в 1971 году Евгения с мужем и детьми вернулась домой. Поселились в бараке у родителей, где места всем, конечно же, не хватало, и наша героиня, тогда уже член КП, пошла в горком партии просить предоставить ей квартиру. Там согласились, но при одном условии: год поработать в аптеке Тальянского леспромхоза.
- Мы прожили там даже больше года, и нам там очень нравилось, - признается моя собеседница. – Но до города ехать слишком далеко, и дороги плохие, машину трясет, а автобусы как попало ходили. Мы вернулись в город, я устроилась в аптеку на улице Энгельса, получила квартиру.
40 с лишним лет наша героиня работает в аптеках. Заслужила признание и уважение коллег и жителей города.
20 лет назад не стало мужа. Но рядом живут сыновья и внуки – Юлия и Александр. Юля вышла замуж и ждет первенца, а Саша в следующем году оканчивает гимназию № 9. Для души есть дача, где наша героиня с увлечением занимается огородничеством.
- Я не знаю, как сложилась бы моя жизнь, если бы я осталась в Литве, - рассуждает Евгения Станиславовна. – А здесь у меня все прекрасно, я ни о чем не сожалею, никаких особых тягот не ощутила. Сама строила свою жизнь, и мне ни в чем не препятствовали как дочери «врага народа». Когда меня принимали в партию, об этом вспомнили, но один из коммунистов напомнил, что дети за родителей не отвечают, и все проголосовали «за».
На своей первой родине, в Литве, Евгения была несколько раз. Но остаться там совсем ей не захотелось, потому что уже давно родным для нее стал маленький сибирский городок Усолье, радушно принявший более полувека назад маленькую девочку Женю и ее родных.
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива Е.Гараниной. 

Рейтинг статьи:
+1
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика