Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Усольские Встречи » Вселяет надежду в начинающих музыкантов Александр Каверзин

Вселяет надежду в начинающих музыкантов Александр Каверзин

23-03-2023, 10:16
Автор: nautilus
Просмотров: 677
Комментариев: 0
Практически половина жизни гостя наших «Усольских встреч» Александра Каверзина связана с муниципальным Дворцом культуры, который в нынешнем году отмечает 45-летие. Он пришел сюда в 1983 году, когда это был Дворец культуры химиков, или ДК «Химик», как до сих пор называют учреждение культуры усольчане. Привела его во дворец музыка, вошедшая в жизнь Александра еще в школьные годы и оставшаяся в ней навсегда. Руководитель эстрадно-духового оркестра и вокально-инструментальных ансамблей не жалеет об этом, потому что занимается делом, которое нравится. 
От спорта – к музыке
В детстве у Александра было два увлечения. Лет в десять Саша решил, что хочет учиться музыке, и мама даже купила сыну пианино. Но до гамм тогда дело так и не дошло.
– Я увлекся спортом, стал ходить на классическую борьбу к известному в городе талантливому тренеру и хорошему человеку Виктору Николаевичу Кириллину, мы занимались в здании политехнического института, – вспоминает мой собеседник. – Он говорил: «Ты – будущий олимпийский чемпион». Как-то на тренировке мы играли в регби, меня толкнули, и я сломал руку в локте, до сих пор до конца не разгибается. Стал играть в хоккей с шайбой в школьной команде. У нас был замечательный учитель физкультуры. А в старших классах мы создали свой вокально-инструментальный ансамбль, где я играл, – тогда они были почти во всех школах. Учитель физики научил нас делать колонки, потому что никакую аппаратуру не продавали. Мы настолько были одержимы музыкой, что даже гитары сами изготавливали!
А потом А. Каверзин услышал «Ливерпульскую четверку» – группу «Битлз» и понял, что пропал. Не любитель, как он говорит, «орущего» рока, эту рок-группу он принял всей душой. Парни ходили друг другу с магнитофонами, обменивались записями. С этого и началась новая – музыкальная жизнь нашего гостя. 
«Пещера» с «Гротеском»
Во второй половине 70-х годов прошлого столетия в Усолье появился вокально-инструментальный ансамбль, послушать который приезжали даже из соседних городов. Он получил название «Гротеск» – по первым буквам фамилий участников и выступал в знаменитой «Пещере», сделав ресторан известным за пределами города.  
Наша группа – Валерий Тайдаров, Аркадий Тимофеев, Алик Габидулин, Александр Тыщенко, Андрей Рукосуев, Александр Цыпылов, я и руководитель Владимир Разенков работала в «Пещере» 15 лет, мы выступали по вечерам, – рассказывает музыкант. – Со временем к нам присоединился начинающий музыкант Сергей Просвирнин. Он уже жил и учился в Москве, сюда приезжал на каникулы. Благодаря ему мы смогли сделать ресторан известным. Он привозил из столицы информацию о новинках эстрады, давая нам возможность расти, развиваться. Сергей играл на саксофоне и привозил записи мелодий, близких к джазу, которые мы вначале даже не понимали. Мы смогли опередить других музыкантов и здорово отличались от них. Сергей был лично знаком с «Песнярами» и как-то попросил у них вокально-акапельную партитуру на семь голосов. Мы разучили песню, а когда спели ее на фестивале самодеятельных ансамблей, услышали: «Идите отсюда, вы уже профи, а не самодеятельность!» 
«Гротеск» ездил с концертами по городам и селам необъятной Сибири и везде имел успех. Все закончилось в 1991 году, когда на смену живой музыке пришла цифровая, и ансамбль распался. 
Усольский «Мираж»
Ансамбль ансамблем, а основная работа музыканта была во Дворце культуры химиков, куда Александр пришел в 1983 году руководителем детских ВИА, потом свои ансамбли стали создавать и взрослые. Занималось около сотни ребятишек – всем хотелось играть и выступать на сцене. Была, например, группа из одних девчонок, назвали ее «Мираж». Одна из солисток сегодня живет в Голландии, вторая – в Иркутске, третья осталась в Усолье. 
– С ребятами было приятно работать, потому что они увлекались только музыкой, не было никаких отвлекающих факторов, как сейчас – компьютер, гаджеты, – делится руководитель. – Осваивая инструменты, состязались с друг с другом, у кого быстрее начнет получаться, старались. Сегодня у ребятишек настолько насыщенная жизнь, масса всевозможных дополнительных занятий, что на музыку времени остается совсем мало. Отсюда и результат. Задача преподавателя – увидеть в ученике то, что он может, выявить его потенциал. Когда дети приходят учиться играть на гитаре, а она сложнее, чем, к примеру, пианино, я примерно знаю и чувствую, кто выдержит самый сложный – начальный период, и всегда говорю: все зависит только от вас. 
На арене цирка-шапито
После распада ансамбля на помощь другу и коллеге снова пришел Сергей Просвирнин. Он позвал его в Москву – в цирке решили подготовить номер с медведями. Александр как ассистент дрессировщика сам ездил в Вологду за медвежатами – охотники подобрали оставшихся без матери малышей, выбрал тех, кто сможет работать в цирке. 
– Медведь – это человек в шкуре, очень умный и хитрый, – считает А. Каверзин. – У него единственное уязвимое место – нос. Вначале он не понимает, насколько сильный, и слушается. Потом начинает проверять тебя. Ведешь его за ошейник, а он внезапно поворачивается к тебе, рычит, лапы поднимает – пугает. И если ты, не дай Бог, не ответил и не приструнил его, в следующий раз может и на самом деле броситься. Какой бы зверь ни был умный, он зверь, и в любой момент может напасть, у меня медвежьих меток много осталось. 
Королевский лондонский цирк, вместе с которым десять лет гастролировал по миру усольчанин, собрал сборную интернациональную команду с лучшими номерами, дающими хороший кассовый сбор. Зрителям нравился и номер с дрессированными медведями. Цирк-шапито с шатром на 8000 мест побывал в Мексике, Латинской Америке, Израиле, Голландии, Бангкоке, Малайзии, на Филиппинах. После представления принимающая сторона по традиции накрывала стол. В Малайзии Александр, увидев на блюде огромные королевские креветки, решил, что наконец-то наестся их вволю. Взял одну и чуть не умер – она оказалась настолько щедро сдобрена острым перцем, что есть ее было совершенно невозможно. 
Здесь же, в цирке, А. Каверзин встретил свою будущую жену Софию – дрессировщицу собак. После окончания гастролей они вместе приехали в Усолье. Александр вернулся во Дворец культуры, София работает налоговым консультантом в частном агентстве. В семье родился сын Владислав. Как и папа, он увлечен музыкой и сейчас учится в Новосибирском музыкальном колледже имени Аскольда Мурова, его выбором стал саксофон. 
Чтобы выросли крылья
После возвращения Александра Каверзина в родной город директор ДК «Химик» Галина Просвирнина без разговоров взяла его на работу. За десять лет его отсутствия многое поменялось, но самый колоссальный отрыв, по его словам, произошел в технике. Кроме того, такого интереса к созданию музыкальных групп, как прежде, у нынешнего поколения детей и молодежи, увы, нет. Но зато все мнят себя композиторами, независимо от уровня грамотности, и рвутся писать песни. В коллективе есть рок-группа «Мир без вранья» – обдуманный, но страшный, по мнению А. Каверзина, рок. Есть группа под названием «Очистные сооружения». Особенно руководителя обескураживает рэп, который, как он убежден, к музыке вообще не имеет никакого отношения, но подростки фанатеют от него. Однако низкий уровень творений учеников Александр жестко отсеивает, напоминая, что дворец – храм искусства, и творчество должно соответствовать названию. 
Сегодня в группах коллектива занимается около 60 человек, самым младшим 12 лет, самому старшему, участнику эстрадно-духового оркестра – 75. В их репертуаре творчество русских и зарубежных композиторов, с которым они выступают на городских и областных сценах. Руководство дворца выделило для занятий оркестра и групп три аудитории, по мере возможности обновляет аппаратуру и инструменты. 
Сам А. Каверзин играет на гитаре, барабанах и клавишных, но его любимым инструментом остается гитара, а любимым ансамблем – «Песняры». Наверное, как любой музыкант, пробовал писать песни, но быстро понял, что времени на это уходит много, а песня в результате никуда не уйдет, поэтому лучше это время потратить на самообразование. 
– Я ни о чем не жалею, выбор сделан, и нужно продолжать дело, – подытоживает нашу беседу Александр. – Главное, что есть дети и взрослые, которым настоящая, живая музыка еще интересна. Моя задача – вселить надежду, если что-то не получается. И у них вырастут крылья. 
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива А. Каверзина.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика