Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Усольские Встречи » Первым мотогонщиком на льду в Усолье стал полвека назад Виктор Николаев

Первым мотогонщиком на льду в Усолье стал полвека назад Виктор Николаев

19-05-2022, 11:04
Автор: nautilus
Просмотров: 625
Комментариев: 0
Развитие в нашем городе такого вида спорта, как мотогонки на льду, неразрывно связано с именем Юрия Поликарпова, мастера спорта международного класса по ледовому спидвею, двукратного чемпиона Европы в личном зачете. Титулованный спортсмен увлекся спидвеем в 16-летнем возрасте, в конце 70-х годов прошлого века. И лишь немногие знают, что за десять лет до этого в Усолье появился первый и единственный на тот момент спидвеист. Заниматься ему приходилось самостоятельно, без тренеров – их тогда в городе просто не было. А распрощался он с этим не слишком популярным в те годы видом спорта в конце 80-х, когда мотогонками на льду «заболел» Юрий Поликарпов. 
Всё началось с «Москвича» 
Виктор Николаев родился и вырос на втором участке. Так случилось, что воспитали его бабушка и дедушка по отцу. Родители разошлись в 1948 году, когда мальчику не исполнилось и года. Покормив девятимесячного сына в последний раз, мать малыша собрала вещи, уехала, и больше ее никто не видел. Отец же, не зная, что делать с младенцем, принес его в барак к своим родителям, где тот и остался. 
Дед Илья Кузьмич учил внука всему, что умел сам: охотиться, рыбачить, собирать грибы и ягоды. Лет в 13, когда бабушке понадобилось заготавливать веники, он дал ему ключи от своего мотоцикла со словами: «Заводи и езжайте с бабкой за вениками!» Подросток, до этого ездивший только на велосипеде, выкатил из кладовки дедов «Москвич», завел и поехал вокруг барака. Дед, не ожидавший от внука такой прыти, выбежал ему наперерез, а тот, не зная, как затормозить, сообразил въехать в кучу песка для малышей и наконец-то остановился. С тех пор Илья Кузьмич стал позволять внуку ездить на мотоцикле возле дома, а сам зорко наблюдал за ним с крылечка. 
Однажды неосторожно оброненная дедом фраза о том, что внук ест чужой хлеб, так обидела и задела 16-летнего парнишку, что он бросил школу и попросил сестру отца, к тому времени уже умершего, устроить его на работу.
– Меня взяли учеником слесаря в экспериментальную группу на ЗГО, мастером там был Василий Куц, – рассказывает Виктор Александрович. – Нас там работало человек шесть, мы внедряли рацпредложения. Мне дали наставника Николая Жигалова, слесаря с седьмым разрядом. Одну из зарплат я заплатил за курсы мотоциклистов – на заводе работало отделение ДОСААФ. Занятия проходили в подвале ДК ЗГО. Экзаменатор из Иркутска гонял меня по теории, но я на все вопросы ответил, сдал вождение и получил права. Чтобы выглядеть старше, я даже усы и бороду отпустил. 
И надо же было такому случиться, что в это время мотоцикл деда из кладовки украли. Механиком на заводе работал член ДОСААФ Геннадий Осипенко, он-то и пожалел парня, выдав ему принадлежащий отделению ДОСААФ мотоцикл «Иж Планета». Когда счастливый Виктор приехал на нем домой, Илья Кузьмич всполошился: «Ты что, если его угонят – не расплатишься!» А внук ответил: «Я с ним в кладовке буду ночевать!» На время практических занятий он возвращал мотоцикл, а потом снова забирал. 
Первые гонки у озера
Вскоре на ЗГО организовали соревнования по мотокроссу среди работников. Проходили они на трассе перед Мальтинским озером, и В. Николаев занял третье место. Радости было столько, что не описать. Правда, возвращаться домой пришлось пешком, рядом с мотоциклом, а не на нем – вышел из строя задний амортизатор. 
– Геннадий Осипенко заметил мой интерес к мотогонкам и привез меня в автомотоклуб на Каркасном, руководил им Юрий Бухаров, – вспоминает мой собеседник. – А там мотоциклы наши, отечественные – на 175, 250, 350 кубов! Меня взяли, а через некоторое время клуб приобрел комплект мотоциклов для гонок. И мы стали играть в мотобол, учились по брошюрке. Мяч большой, к колесу ногой прижимаешь и перекидываешь поближе к воротам, чтобы гол забить. Ездили на соревнования в Ангарск, Иркутск, Братск. Однажды  команды «Химик» и «Машиностроитель» играли у нас на основном поле, а мы на запасном. Вокруг – кусты акации, болельщики стоят. Я мяч качу мимо ворот, люди разошлись, за ними «Волга» со скорой помощи – и я в нее. Переехал через нее, так что колесо переднее на 90 градусов развернулось. 
В мотоцикл… врос
В 1965 году отделение ДОСААФ ЗГО передал Химпрому. Слесарем-монтажником перевелся туда же и Виктор Николаев. Он продолжал участвовать в мотогонках, и занимавшего призовые места парня призывного возраста взял на заметку офицер из СКА – спортивного клуба армии. Будучи опекуном бабушки и дедушки, он мог не служить, но, напротив, попросился на срочную службу, это было важно для всякого уважающего себя парня. В учебке под Читой прошел двухмесячный курс молодого бойца, и его забрали в Читу, в СКА. Служил Виктор до ноября 1968 года, тренировался и ездил на соревнования по Сибири и Дальнему Востоку. 
– Первых мест у меня не было, занимал вторые и третьи, – делится мотогонщик. – На кроссе в Чите в июне 1967 года я разбился. Передняя часть мотоцикла ушла в сторону, я лбом влетел в сосну и потерял сознание. Дней десять еле ходил, до сих пор удивляюсь, как шею не сломал. Много падений после этого случая было, и переломов много. 
В армии усольчанин воплотил свою мечту о мотогонках на льду. Тренер Олег Яровой дал парню раму со словами: «Собирай мотоцикл». И Виктор собрал из запчастей «Иж-350». Договорился с водителем водовозки, брал у него ключи от машины и несколько ночей заливал запасное поле. Тренировался в свободное время и даже успел съездить на соревнования в Улан-Удэ, где занял второе место. 
Срок службы подходил к концу, и Олег Яровой предложил В. Николаеву остаться в СКА еще на два года вторым тренером. Но дедушка, услышав об этом, расстроился, заплакал, и внук отказался. Руководитель отделения ДОСААФ на Химпроме Владимир Шеметов купил для спортсмена иностранный спидвеевский мотоцикл «ESO-500», который работал на метаноле, смазывался… касторкой и заводился только с толкача. Тренировался Виктор на стадионе «Строитель» в определенный день. 
– Соревнования проходили у нас на стадионе «Машиностроитель», мы ездили в Ангарск, в Улан-Удэ встречались с монголами, выступал я и за Иркутск, – перечисляет спортсмен. – В 1978 году участвовал в полуфинале командного чемпионата СССР по гонкам на льду в Новосибирске. А в 1979 году в Братске мне не повезло – проиграл, разозлился и решил: все, хватит. И бросил заниматься мотогонками. Потом, правда, еще долго они мне снились. 
На мотоцикле В. Николаев ездил лет до 60 и на автомобиль его так и не променял. Почему? Потому что мотоцикл ближе, чувствуешь себя с ним единым целым, словно врос в него. У него были «Восход» – легкий и резвый, «Иж Планета» – потяжелее и помощнее, «Днепр» – тяжелый, но маневренный. 
Молодые и счастливые
Еще перед уходом в армию Виктор познакомился с будущей женой, студенткой иняза. Лариса писала ему в армию, а в 1969 году пара зарегистрировала отношения. Супруги вырастили дочку Елену. После переселения из барака в дом на Комсомольском проспекте жили вместе с бабушкой и дедушкой. Вместе работали и на градообразующем предприятии, Виктор Александрович – слесарем-монтажником, Лариса Алексеевна – переводчицей. Когда его закрыли, химпромовец с 32-летним стажем работы плакал, не понимая, как можно было угробить такой промышленный гигант. Ему до сих пор снятся цеха и люди, с которыми работал. 
Скучать супругам было некогда, всегда находились интересные занятия. На собственном прогулочном катере ездили и на рыбалку, и на отдых. А сразу после женитьбы плавали на… плоту.
– Одногруппницы жены приезжали, и мы на электричке ехали в Мальту, – погружается в воспоминания В. Николаев. – По Белой тогда бревна сплавляли. Сколотим большой плот, посередине – костер, магнитофон играет. Доплывем до профилактория «Утес», а напротив островок черемуховый – такая красота! Отдохнем, переплывем на другой берег, сядем в автобус – и домой. Молодые были, веселые, легкие на подъем. 
Ничего менять в своей жизни наш гость не хотел бы. Ему есть, о чем вспомнить, и жалеет он сейчас только об одном – о том, что стареет. 
Инна ПРОКПЕНКО.
Фото автора и из архива В. Николаева.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика