Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Усольские Встречи » Взлётную полосу в авиацию построил для мальчишек города Александр Пронькин

Взлётную полосу в авиацию построил для мальчишек города Александр Пронькин

24-01-2022, 10:47
Автор: nautilus
Просмотров: 348
Комментариев: 0
Поколение усольчан, родившееся в СССР, хорошо помнит, сколько кружков и секций для детей всех возрастов тогда работало. Есть они и сейчас, но далеко не в таком количестве. К примеру, в нашем городе давно исчезла станция юных техников, где школьники занимались, в том числе, и авиамоделизмом. Решение о ее закрытии местная власть приняла в 1995 году – на следующий год после торжественного празднования ее 35-летия. И авиамодельный клуб, руководил которым Юрий Пиголкин, вышел в автономное плавание. 
Пришлось туго, и три года спустя обратились за помощью и поддержкой в спортивный центр ДОСААФ. В центре пошли навстречу и выделили два помещения для занятий. Одно из них – в подвале дома № 13 по Фестивальному проезду, где до сих пор занимаются юные авиамоделисты. А встречает их каждый день в клубе «Взлет» Александр Пронькин, некогда воспитанник станции юных техников. В прошлом году он участвовал в городском  конкурсе «Общественное признание», и городская Дума отметила его почетной грамотой. 
Перспективное дело
– У нас в области есть такие крупные предприятия, как Иркутский аэропорт, аэродром поселка Среднего, Иркутский авиазавод, руководство которых постоянно жалуется на нехватку специалистов, хотя зарплаты там довольно высокие, – рассуждает Александр Петрович. – И задача нашего клуба – заинтересовать ребят, задать направление, обучить начальному техническому моделированию. В дальнейшем они могут получить профессию в авиационном техникуме, колледже при авиазаводе или на факультете самолетостроения ИРНИТУ. Сейчас востребована профессия пилота БПЛА (беспилотного летательного аппарата) – квадрокоптера или самолета с аппаратурой для видеосъемки и картографии, управляемого по спутнику. И было бы неплохо развивать такое направление у нас. 
По мнению гостя наших «Усольских встреч», у нас много спортивных секций, но мало кружков, где развивают интеллект, техническое мышление. Сейчас клуб «Взлет» уже не относится к спортивному центру, в Усолье зарегистрирована общественная организация – федерация авиамодельного спорта, руководит которой также А. Пронькин. Никакого финансирования из городского бюджета клуб не получает и держится за счет остатков своих старых запасов, деталей и запчастей, которые приносят бывшие воспитанники, списанного оборудования, но основная нагрузка ложится, конечно же, на родителей ребят. Они платят за материалы, инструменты, двигатели, компоненты топлива. Далеко не каждая семья потянет дополнительные расходы, отчасти и поэтому мальчишек в клубе с каждым годом становится все меньше.  К тому же не всякий родитель отпустит ребенка на занятия вечером, да еще и в подвал. Приходят мальчишки, кстати, в любой день, когда им удобно – занятия проводятся ежедневно с 18.30 до 20 часов.  
Модельная лаборатория на Фестивальном, в которой мы и встретились с руководителем клуба, занимает сравнительно небольшое помещение размером приблизительно со школьный класс, под завязку забитое материалами, станками и моделями – законченными и находящимися в процессе изготовления. Есть среди них и старожил – модель самолета Як-55, которой уже более 40 лет. Ремонта клуб не видел с 2009 года. По договоренности с администрацией города открыт авиамодельный кружок в школе № 6, однако занятия там идут очень тяжело – преподаватель, во всяком случае пока, не видит у ребят особого интереса и тяги к авиамоделизму. Мальчишкам сложно понять, что от того, чему они учатся, может напрямую зависеть их будущее. 
Было время…
Последние два года из-за пандемии соревнования авиамоделистов не проводятся, но мальчишки настолько азартно включаются в тренировки между собой, что у них получаются свои боевые мини-состязания. На одной из последних встреч в Иркутске усольские авиамоделисты вошли в тройку призеров. Однако самые активные годы работы клуба приходятся на 2004-2016, когда занималось около 20 школьников с пятого по девятый классы, помогали центр ДОСААФ и родители. 
– В 2005 году усольчане были третьими по области, в 2006 – вторыми, – вспоминает А. Пронькин. – В 2007 на этапе кубка в Улан-Удэ заняли первое и второе места, так же и в 2009 в Чите. В 2015 участвовали в чемпионате России и вошли в десятку лучших команд страны. А в 2016 ездили в Монголию по приглашению выпускников факультета самолетостроения Иркутского «политеха», которые там живут и работают. К сожалению, у нынешних детей поменялись приоритеты, они сидят в смартфонах и компьютерах.  Как только сталкиваются с первыми сложностями, у них опускаются руки – и это трагично. В отличие от моего поколения, современных детей не учат преодолевать трудности. 
Стартовая площадка
Несколько учеников, которые когда-то занимались в авиамодельном клубе, в дальнейшем нашли свое призвание в авиации. Вадим Филиппов пришел в клуб первоклассником и был в одном экипаже с Сергеем Николаевым. Ребята не раз занимали призовые места на состязаниях разных уровней и прошли весь цикл обучения до десятого класса. И первыми получили звание кандидатов в мастера спорта по авиамодельному спорту. Вадима после школы взяли сразу на второй курс Иркутского колледжа строительства и транспорта, где он полгода преподавал первокурсникам автомобильное дело, так как не было педагога. Парень прекрасно разбирается не только в самолетах, но и в машинах. 
Сергей Николаев окончил авиационный техникум, прошел хорошую производственную практику на авиазаводе и готовится к защите диплома. Еще один воспитанник клуба, который занимался всего год, целенаправленно придя разобраться в самолетах, тоже окончил авиационный техникум, переехал в Иркутск и работает на авиазаводе старшим техником. 
– В начале января в город приезжал Евгений Дулепов, мы пришли с ним на станцию юных техников с разницей в два года, сначала я, потом он, – делится мой собеседник. – Когда не было руководителя, мы занимались с младшими. Сейчас у него во Владивостоке своя компания по ремонту судовых двигателей, а это очень сложная работа. В разговоре он сказал, что занятия авиамоделизмом ему многое дали, научили работать руками и думать головой. Я же уверенно могу сказать, что ни один из моих ребят никогда не пойдет по кривой дорожке. 
Самолёты – семейное увлечение
Для самого Александра Пронькина увлечение авиамоделизмом началось, как он говорит, с… трагедии. 
– Когда я был в третьем классе, мама купила мне модель подводной лодки – в Иркутске, где мы жили, на улице Фурье был специализированный магазинчик «Умелые руки», – рассказывает авиамоделист. – Я ее собрал, а потом в чем-то провинился, и старший брат ее через колено – и сломал. Отец сказал брату купить мне что-нибудь взамен, и он принес мне авиамодель в коробке. Я начал строить, а брат к тому времени занимался парашютным спортом в ДОСААФ, где была авиамодельная лаборатория. Я съездил посмотреть – и на всю жизнь остался в авиамодельном спорте. 
После восьмого класса Александр хотел поступить в авиационный техникум, но учителя уговорили способного парня остаться в школе, мотивируя тем, что после  десятого класса он сможет поступить в вуз. А в середине девятого класса семья неожиданно перебралась в Усолье, и оканчивал учебу А. Пронькин в школе № 2, директор которой сейчас его одноклассница Рита Грибова. 
– Окончив школу, я подал документы на самолетостроение в Иркутский «политех», но не добрал полбалла и поступил на вечернее отделение усольского филиала вуза на специальность «Инженер-механик», – поясняет Александр Пронькин. – Работал на ЗГО токарем, мастером сборки, старшим мастером. В 1984 году ушел вести труды в девятую школу, немного работал на станции юных техников, в кооперативе деревообработчиков, три года был частным предпринимателем, трудился на индивидуальном предприятии. Но начались проблемы со здоровьем, год лечился, получил инвалидность. В 2004 году после отъезда предыдущего руководителя клуба стал вести занятия и с того же года до 2012 был заместителем директора вечерней школы. Последние десять лет занимаюсь с мальчишками в нашем клубе «Взлет». 
Работая в девятой школе, наш гость познакомился с женой Светланой, учителем математики, последние годы она работает заместителем директора коррекционной школы. Супруги вместе с 1985 года, вырастили дочь Алису, которая в начале декабря преподнесла родителям самый замечательный подарок – внука Илью. Можно не сомневаться, что дедушка обязательно приобщит его к авиамоделизму, как только тот подрастет. Зять Пронькиных, так уж совпало, тоже имеет отношение к авиации – служит по контракту на авиабазе «Белой». Так что самолеты становятся семейным увлечением. 
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото автора и из архива А. Пронькина.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика