Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Усольские Встречи » В год Победы стала первоклассницей Лилия Елфимова

В год Победы стала первоклассницей Лилия Елфимова

12-07-2021, 08:37
Автор: nautilus
Просмотров: 922
Комментариев: 0
В подавляющем большинстве случаев журналисты «Городской газеты» героев нашей традиционной рубрики «Усольские встречи» находят сами, однако бывают и исключения, как, например, в это раз. Наша постоянная читательница и автор нескольких публикаций Капиталина Осипенко предложила нам написать о своей соседке, женщине активной и позитивной, несмотря на солидный возраст – ее детство пришлось на военные годы. Наверняка рядом с каждым из нас живут интересные люди, которым есть что рассказать, чем поделиться, но мы считаем их обычными и ничем не примечательными. Так что присмотритесь к своим соседям – может, и среди них есть незаурядные личности, на которых можно равняться, у которых есть, чему поучиться. 
В дружбе с соседями
Лилия Елфимова – старейшая жительница дома № 57 по улице Карла Либкнехта, во всяком случае, в своем подъезде точно. Она живет здесь с 1966 года. Семья Елфимовых, супруги Лилия и Владимир, получили квартиру от завода горного оборудования, где муж трудился мастером, а жена – экономистом. 
- Когда мы получили квартиру, у нас у всех в подъезде были одинаковые замки, и мы друг к другу за ключами ходили, если свои не могли найти, - вспоминает моя собеседница. – Почти у всех семьи большие, у нас за стенкой так семь ребятишек было, а всего детей в подъезде около 25. Весело жили, в ладу, помогали друг другу. Сейчас в некоторых квартирах живут дети бывших владельцев квартир, заехали и новые соседи. Но мы и теперь стараемся жить дружно.
Заметно это уже у подъезда, где растут не сорняки, а цветы и кустарники, благоухает ароматом роз шиповник. Рядом – удобный деревянный диванчик, на котором можно отдохнуть, подышать свежим воздухом. Чистота и в самом подъезде. Много цветов и в квартире Лилии Константиновны – видно, что хозяйка заботливо ухаживает за ними.
В войну спасла картошка
Наша гостья, как выяснилось – не коренная усольчанке, а родилась в селе Павловка Ульяновской области, ныне Самарской. Папа Константин Александрович работал председателем райисполкома, и его не миновала чаша печально известных репрессий 1937 года. Поводом послужило то, что в сундуке у тещи, жившей вместе с семьей дочери, нашли… икону. Отца и его коллег арестовали и увезли в тюрьму. Жена Мария Васильевна осталась с маленьким ребенком на руках и беременная вторым. 
- Вскоре, в ноябре 1937 года, родилась я, и отец с товарищами придумывал мне имя в тюрьме, - рассказывает                                    Л. Елфимова. – Решили назвать Лилией. Отца выпустили через семь месяцев и перевели секретарем горкома партии в райцентр Кузнецк Пензенской области, так что он легко отделался. К началу войны в семье было уже четверо детей – старшая сестра, я и два младших брата, и отца на фронт не взяли, а направили в колхоз «Кряжи». 
Возле колхоза, в котором выращивали лошадей для фронта, стояла воинская часть. И колхозники меняли у военных картошку на тушенку и другие продукты. Картошку вообще сажали в больших количествах, и именно она помогла выжить в войну. А вот хлеба не было совсем. Бабушка как-то попробовала испечь ковригу из проса, но она рассыпалась. 
Практически все держали скот и птицу, но и мясо, и яйца, и молоко сдавали государству, себе оставалось совсем немного. Лилия Константиновна помнит, как бабушка накладывала большую чашку отварной картошки и заливала ее небольшим количеством молока – тем и питались. А еще бабушка готовила внучатам сладости – отваривала сахарную свеклу и тыкву и ставила их вялиться в русскую печку. С получившейся, как называли ее в семье, курагой, дети пили чай. 
Ходила ребятня в плотно сплетенных из лыка ступнях и валенках, к которым привязывали деревянные чурки, чтобы они не промокали. Позже солдаты наловчились из старых шин отливать на валенки галоши, и ребятишки носили к служивым свои валенки. Деревню не бомбили, но ближе к вечеру низко над домами летали вражеские самолеты. Заслышав гул, все бросались тушить керосинки, а окна заклеивали крест-накрест бумажными лентами. 
- В День Победы мама нас разбудила со словами: «Ребятишки, вставайте! Война кончилась!», - делится Лилия Константиновна. – Я в окно посмотрела, а на улице все бегут, кричат и плачут, обнимаются! Вся деревня собралась, работу побросали, друг друга обнимают, целуют. 
Пионерские костры и песни
После войны семья вновь переехала – отца перевели директором МТС – машинно-тракторной станции в другое село Пензенской области. Там в сентябре 1945 года Лиля пошла в первый класс. Писала на обратной стороне ненужных квитанций – тетрадей попросту не было. А если появлялись, то берегли их, как зеницу ока. 
В сельской школе полы не красили, а на каникулах пропитывали керосином, и никогда ничего не горело. Обязанностью каждого школьника было зимой сделать два щита для задержания снега на полях. Осенью, в выходные дни, ребята ходили за комбайном и собирали колоски. Делали это с удовольствием – на работе детей кормили молоком и хлебом. А работник маслобойки, где отжимали масло из подсолнечника, щедро угощал ребятишек вкусным жмыхом – шелухой от семечек, слегка сдобренной маслом. 
В первое же школьное лето 1946 года мама отправила Лилю в пионерский лагерь на берегу Белого озера, в десяти километрах от села. Младшие жили в большом деревянном доме, крыша которого протекала в дождь, и ребятишки передвигали топчаны, на которых спали, в поисках сухого места. Для старших были палатки, в палатке же находилась и столовая. По вечерам жгли костры, возле которых грелись и пели песни. Раз в неделю к дочери приезжала мама и привозила домашний хлеб – еда в лагере была в ограниченном количестве. 
Дважды девочке довелось подолгу лежать в больнице. Во второй раз вместе с ней в палате лежали дети из детского дома и молодая сельская учительница Вера Степановна, она занималась с ребятишками и так привязалась к Лиле, что нарисовала цветными карандашами и подарила ей целый альбом всевозможных рисунков. Этот альбом, датированный 1948 годом, мама сохранила и отправила дочери в Усолье. Лилия Елфимова до сих пор бережно хранит его. 
Юности счастливая пора
После очередного перевода отца на новое место работы, с родителями Лиля не поехала – девушка училась в планово-экономическом техникуме в Кузнецке. После окончания учебы получила направление на ткацкий комбинат в город Красавино Вологодской области. Когда после отработки вернулась домой, на встрече с одноклассниками заметила парня из параллельного класса Владимира. Молодые люди увидели друг на друга иными глазами, поженились и в 1964 с двухлетним сыном Алёшей приехали в Усолье – муж после техникума получил распределение на завод горного оборудования. 
Владимира уже давно нет в живых, как и старшей сестры и младших братьев Лилии Константиновны. Сын и внук живут далеко – в Пензе, родные приезжают друг к другу в гости, перезваниваются по телефону, и одинокой мама и бабушка себя не чувствует. Кстати, работать она перестала только в 75 лет. Как и раньше, любит стряпать и угощать гостей. И часто вспоминает свою молодость, считая ее самой яркой и счастливой порой своей жизни – наверное, как все мы.
- Нам было так весело, мы устраивали интересные вечера, которые сами готовили, - улыбается Лилия Елфимова. – Помню, на выпускной я пошла в платье старшей сестры, оно два года хранилось для меня, и тряпочных босоножках, но была так счастлива! А когда мы, одноклассники, после школы съезжались в Кузнецк, бежали навстречу друг другу, обнимались. Уже и взрослые вроде, семейные, но нам так хорошо было вместе! Хочется, чтобы у нынешней молодежи были такие же воспоминания о юности.
Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото автора и из архива Л. Елфимовой.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика