Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Усольские Встречи » В сто лет жизнь Антонины Прудниковой продолжается

В сто лет жизнь Антонины Прудниковой продолжается

21-06-2021, 10:30
Автор: nautilus
Просмотров: 1 335
Комментариев: 0
18 июня усольчанка Антонина Михайловна Прудникова отметит замечательный юбилей: столетие со дня рождения. На праздник соберутся многочисленные гости, приедут родственники из Усть-Кута и Краснодарского края, чтобы поздравить маму, бабушку, прабабушку. 
Она родила и воспитала пятерых детей. Сегодня у нее девять внуков, 17 правнуков и один праправнук. К сожалению, двое дочерей, старшая и младшая, не дожили до юбилея мамы, они ушли из жизни в 2020 году во время пандемии коронавируса. 
Несмотря на столь солидный возраст, Антонина Михайловна не теряет бодрости духа. В последние годы она стала плохо видеть, но память не подводит, и она помнит все события своей жизни. И о многом рассказывает с юмором. 
Платье, валенки и макаронная фабрика
Родилась Антонина Михайловна 18 июня 1921 года в Куйтуне, в многодетной семье Галичиных, в которой было десять детей.
– Первый класс я окончила хорошо, – вспоминает Антонина Михайловна, – с подарками, платье дали и валенки. На этом мое образование закончилось, стало не до учебы – меня отдали в няньки. Помогала теткам нянчиться с их детьми.
Когда Тоне исполнилось  11 лет, отец девочки устроился работать на железную дорогу, и семья переехала в Иркутск. 
– Мне было 15 лет, когда мама погибла, – вспоминает А. Прудникова. – Переходила через железнодорожные пути и из-за тумана не заметила идущий поезд. У старших сестер и братьев уже были свои семьи, они жили отдельно. Мы с братом Петей остались в семье за старших, за нами еще пятеро младших было, о них приходилось нам заботиться. Мы с Петей собирали в лесу, на полях ягоду, продавали ее, на вырученные деньги покупали хлеб. 
В 17 лет я пошла работать на макаронную фабрику. Приехал начальник отдела кадров. Собрал молодежь, пригласил на работу. И все, у кого не на что было жить, пошли. Тяжело приходилось. Вермишель выходила из-под пресса, мы растрясали ее на рамках и отправляли в сушилку. 
Вставали ни свет, ни заря и шли пешком. Ни на минуту нельзя было опоздать, сразу увольняли. А мы молодые были, вечером бегали на танцы, потом гуляли. Залезешь под утро на вышку спать, только лег, и уже гудок фабричный. Вскакиваешь и бежишь.
Тоне хотелось работать на телеграфе. Но туда брали только тех, кто окончил семь классов. Бойкая девушка уговорила взять ее ученицей. Работать нравилось, но было очень далеко добираться. Пришлось вернуться на макаронную фабрику.
Слёзы и радости войны
Здесь ее застало известие о начале Великой Отечественной войны.
– 22 июня 1941 года приходим утром на фабрику, а там все плачут, – вспоминает А. Прудникова. – И мы заплакали. А чего плачем, не понимаем. Потом уж нам сказали: «Война». 
В 1942 году в Иркутск эвакуировали макаронную фабрику из Киева, сменилось руководство. Порядка стало меньше. Однажды директор собрал всех и устроил нагоняй за простой. А мы ни при чем – муки нет, как работать. Я сказала об этом, и меня уволили за дезорганизацию и отправили в принудбюро.
Оттуда послали на строительство Куйбышевского завода. Пять месяцев девушка должна была отработать с вычетом из зарплаты 20 процентов. Работа была тяжелая, неквалифицированная: пришлось доски таскать, бараки белить.
– Отработала не весь срок. Вызывают меня в горком комсомола. Командир, старший лейтенант, спрашивает: «В армию хочешь?» А кто ж из нас в армию не хотел? – рассказывает Антонина Михайловна. – Организовали банно-прачечный комбинат. Набрали 60 человек.            5 апреля 1942 года, как раз Пасха была, пришли мы на вокзал, сели в вагоны и поехали на восток. Проехали мимо нашего дома. Доехали до Читы, далее по Маньчжурской ветке до китайской границы. Нигде нас не приняли и отправили обратно. Следующая остановка – станция Досатуй Приаргунского района Забайкальского края. 
Прачечная и баня, где пришлось работать девчатам, располагались в землянке, там стоял большой котел. Жили в соседней землянке. Работы было много, но молодость брала свое.
Здесь, в Забайкалье, Антонина Галичина познакомилась с младшим лейтенантом Моисеем Прудниковым. Вместе они прожили 51 год, родили пятерых детей: Раису, Владимира, Анатолия, Ирину, Галину. 
В 1945 году в семье Прудниковых родилась дочь Рая. А вскоре дивизию, где служил младший лейтенант, отправили в Китай. Антонина с дочкой уехала в Иркутск к отцу. После войны воссоединившаяся семья вернулась в Читинскую область, где у молодых родился сын Владимир. Затем политрука отправили в Даурию, а позже на три года в Германию. Антонина вновь вернулась в Иркутск. 
Усолье стало судьбой
Когда в Усолье-Сибирском началось строительство большой химии, горком партии отправил туда Моисея Прудникова. Он работал прорабом на ЖБИ, в тресте «Востоктяжстрой». Семья обосновалась в Усолье, получила квартиру на 20 квартале. Город стал для Прудниковых родным. Здесь родились младшие дочери, дети росли, получали образование.
– Мама работала почтальоном и подрабатывала на почте уборщицей и истопником, – вспоминает те годы ее дочь Ирина Бердникова. – И в выходные, и в праздники постоянно на работе. Раньше люди посылали друг другу много поздравительных открыток, выписывали периодические издания. Все это надо было разносить почтальонам, и моей маме в том числе. Коллеги выдвинули ее в городской Совет народных депутатов, и с депутатскими обязанностями она справлялась на «отлично». Когда ушла на пенсию, помогала детям растить внуков.
К труду она приучила и своих детей. Раиса работала учителем, завучем, директором школы. На пенсию ушла в 65 лет. Владимир и Анатолий много лет отдали Химпрому, один трудился киповцем, другой слесарем. Ирина воплотила в жизнь мечту мамы – работала телефонисткой на телеграфе. Галина трудилась художником-оформителем.
– Она привила нам ответственность и трудолюбие, заботу друг о друге, – продолжает разговор Ирина Моисеевна. – Раиса, с которой у нас разница в 12 лет, стала для меня второй мамой. Когда я пошла в первый класс, она водила меня в школу и помогала с уроками. 
В 1994 году ушел из жизни Моисей Павлович. Заботу о маме взяли на себя дети. Сегодня Антонина Михайловна живет вместе с дочерью и ее семьей в частном доме.
– Сейчас я хорошо живу, как сыр в масле катаюсь, – признается она. – Комната отдельная. Постель есть, еда есть, в баню хожу. О чем еще мечтать?
Одна мечта, правда, есть, – увидеть праправнука, родившегося недавно в Усть-Куте. Жизнь продолжается.
Татьяна ЩЕРБАКОВА.
Фото из архива Ирины Бердниковой.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика