Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Усольские Встречи » Трагедии репрессированных стали частью жизни Татьяны Кулиш

Трагедии репрессированных стали частью жизни Татьяны Кулиш

5-11-2020, 10:51
Автор: nautilus
Просмотров: 1 556
Комментариев: 0
Почти 30 лет назад 30 октября в России учредили День памяти жертв политических репрессий. Эта скорбная дата не обошла стороной и усольчан, среди родственников которых немало репрессированных по национальным, социальным и другим признакам. О них мы не раз рассказывали на страницах «Городской». Есть в нашем городе и общественная организация «Мемориал-Усолье», объединяющая потомков «врагов народа», к которым относились все, не вписывающиеся в рамки строящегося советского общества. 

Инициатором создания организации и ее руководителем стала Татьяна Кулиш – дочь одного из таких «врагов народа», сосланного в Сибирь. Вся вина отца заключалась в том, что во время войны он дважды попадал в плен к немцам, после чего его сослали в Сибирь, а родителям отправили похоронку. Лишь в 1950 году Георгий Скопинцев получил паспорт и смог поехать к родным в Воронежскую область. За отказ вступить в колхоз раскулачили и сослали в Сибирь и деда гостьи наших «Усольских встреч» по материнской линии.

Семейная история
Объясняя свой интерес к теме репрессий, длительному и скрупулезному сбору буквально по крохам воспоминаний детей и внуков

пострадавших от репрессий, Татьяна Георгиевна признается, что началось все с… сына.
 Учитель истории школы № 13 Наталья Ивановна Ширяева предложила ученикам написать работы на тему «Моя родословная», и Сергея это заинтересовало, – вспоминает моя собеседница. – У нас в семье никогда не заходил разговор об этом, а тут сын стал расспрашивать нас с мужем о родителях, бабушках и дедушках. Полной неожиданностью даже для меня стало, что мой муж – внук запорожских казаков. Когда стало ясно, что о своих родных мне известно не так уж много, в один из выходных мы с сыном поехали в Свирск к моей старшей тете, и Сергей попросил ее рассказать все, что она знает и помнит, записав ее историю на диктофон. Запись у нас хранится и сейчас. 

Работу сына отправили на областной конкурс, где она заняла третье место, а маму экскурс в историю семьи настолько затянул, что она решила узнать еще больше подробностей. В 2005 году она получила справку о реабилитации по линии матери, появилась идея собрать рассказы родственников репрессированных, объединив их в книгу. Через объявления в СМИ усольчан и жителей района пригласили прийти и поделиться своими историями, но люди не пошли, хотя было точно известно, что репрессированных у нас немало. В местной газете Т. Кулиш рассказала о своей семье – и снова тишина, ни одного отклика. Некоторое время спустя стали приходить по одному и заходили, если видели, что на рабочем месте Татьяна Георгиевна одна. Изливали душу, говоря о том, о чем долгие годы боялись даже упоминать, но после простой просьбы записать рассказ и принести его уходили и больше не возвращались. 

День памяти в Пивоварихе
Дело сдвинулось с мертвой точки благодаря нашим соседям – черемховцам. В библиотеке Шадринки, одного из районов города, организовали встречу с усольчанкой, собравшую полный читальный зал. Через неделю черемховцы сами стали привозить в Усолье истории своих семей, помогла со сбором материалов библиотекарь и краевед Ольга Жданец. После этого «раскачались» и усольчане. Итогом долгой и кропотливой работы стала вышедшая в 2010 году книга «Репрессии. Как это было», включившая в себя воспоминания жителей Усолья и Усольского района, Черемхово и Черемховского района, Свирска, Ангарска, Киренска, исторические справки и официальные документы. 

Узнав про массовое захоронение близ села Пивоварихи под Иркутском, где в 1930-е годы было расстреляно около 17 тысяч политзаключенных, Т. Кулиш организовала ежегодные выезды 30 октября на мемориальный комплекс. В первый раз в 2007 году в Пивовариху поехали журналисты и две усольчанки, очевидицы открытия мемориала – Евгения Карлова и Тамара Колпакова. В последующие годы обе постоянно участвовали в этих поездках и делились с остальными своими воспоминаниями об открытии комплекса. 
 
– Как правило, желающих набирается полный автобус, – рассказывает Татьяна Георгиевна. – С 2008 по 2011 год мы возили три-четыре автобуса – педагоги брали старшеклассников, студентов. В этом году нас подвела погода, и мы не поехали, а следом узнали, что на мемориале идет реконструкция, все перекопано. Когда мы приезжаем, я всех собираю и рассказываю, где находимся. Потом люди молча ходят, смотрят, не задают никаких вопросов. И лишь через неделю начинают звонить со словами: «Я всю неделю не мог прийти в себя». И начинают выплескивать свои эмоции. Многие говорят, что, с одной стороны, рады, что побывали здесь, а с другой – лучше бы и не знать ничего. Однажды с одной из усольчанок, у которой в годы репрессий погиб отец, в Пивовариху приехал ее брат. Он припал к стене с фотографиями и так долго рыдал, что я испугалась за него. Когда вернулись домой, позвонила его сестра и сказала, что брату вызывали «скорую». Второй брат так и не смог настроить себя и поехать с родными. 

Объединив родственников репрессированных, у которых появилось много вопросов по поводу того, как разыскать место захоронения близкого человека, как получить справку о реабилитации, Т. Кулиш поняла, что есть необходимость в создании городской общественной организации. Так появился «Мемориал-Усолье» – не региональное отделение, а именно самостоятельная местная организация. В ней бок о бок с руководителем работают Наталья Ширяева, Лада Тыщенко, Татьяна Петрова, Татьяна Скажутина и Василий Скороход. На сегодня их главная задача – установить в Усолье мемориал землякам, жертвам политических репрессий. Уже готово 18 плит, на каждой из которых 11 имен усольчан. Камнем преткновения в продвижении работы по мемориалу неожиданно стало место для его установки, но проблема эта вполне решаема. 

20 лет на телефоне
О себе наша гостья говорит неохотно, предпочитая рассказывать о других. Родилась она в поселке Касьяновке Черемховского района – довольно большом, с двумя школами-десятилетками. Отличницей не была, но любила русский язык, литературу и историю. Младшую из пяти детей в семье баловали и родители, и брат с сестрами. Домашними делами девочку не загружали, и она с большим удовольствием возилась с соседскими ребятишками, придумывая для них игры и развлечения. Однако стать в дальнейшем учителем или воспитателем не собиралась – наверное, потому, что в родне у нее хватало и тех, и других. 

Со школьной скамьи Таня блистала на сцене. Сначала декламировала стихи, а в старших классах вела праздничные программы в местном клубе. Окончив школу, выпускница выбрала для дальнейшей учебы Восточно-Сибирский государственный институт культуры. Но не добрала баллов и устроилась лаборанткой при вузе. За время работы поступать снова передумала и вернулась домой. В Усолье жила старшая сестра, в наш город приехала и Татьяна, став работать телефонисткой в узле связи. Здесь она задержалась на 20 лет и трудилась бы и дальше, если бы не начались сокращения и реорганизации. Отсюда ушла в сферу рекламных услуг. 

Мамино «наследство»
Параллельно с основной работой занималась общественной деятельностью. В профкоме узла связи возглавляла культмассовый сектор, организовывала поездки в театр, цирк, на экскурсии. Когда в армии расцвела дедовщина, решала проблемы наших парней, столкнувшихся с этой неприглядной стороной срочной службы. В 2009 году за эту работу Татьяне Георгиевне вручили медаль «Долг. Честь. Слава. Отечество» межрегиональной общественной организации инвалидов войн и военной службы России. Состояла она и в Общественном совете при МВД городского отдела полиции. А три года назад, в 2017 году, усольчанка награждена Почетной грамотой Законодательного Собрания Иркутской области. 

 Интерес к общественной работе у меня, наверное, от мамы, – считает наша героиня. – Она у всех нас пятерых, когда учились в школе, была членом родительского комитета. В число ее обязанностей входил и сбор детей к школе. Государство тогда выделяло деньги на малообеспеченных детей, и члены родительского комитета брали детей и покупали им форму, канцелярские товары. Моя семья, муж и сын, никогда не высказывали претензий по поводу того, что я постоянно на телефоне. А звонить, когда я входила в комитет солдатских матерей, могли и в 11 вечера, и в семь утра. 

Будущего супруга Анатолия Кулиша наша гостья встретила в… Жданове (ныне Мариуполь), куда приехала отдыхать весной 1986 года, вскоре после взрыва на Чернобыльской АЭС. Удивительно, но все курорты и санатории продолжали тогда работать как ни в чем не бывало и принимали отдыхающих. Сибирячке местный климат пришелся не по душе, а после поездки в Усолье согласился на переезд в Прибайкалье и Анатолий. 

Сначала молодая семья обосновалась в Ангарске, но вскоре перебралась в Усолье, где не было проблем с местами в детских садах. Супруги вырастили сына Сергея, он живет и работает в Иркутске. Недавно Анатолия не стало, он ушел из жизни после тяжелой болезни. Но жизнь продолжается, и заботы о других людях помогают Татьяне Георгиевне не погрузиться в пучину собственной боли и отчаяния. Она всегда на связи и готова прийти на помощь всем, кто в ней нуждается. Как и сохранить память о тех, кого уже нет.

Инна ПРОКОПЕНКО.
Фото из архива Т. Кулиш.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика