Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Проблема » Вместо причины лечат симптомы

Вместо причины лечат симптомы

24-10-2019, 11:28
Автор: nautilus
Просмотров: 1 257
Комментариев: 0

Вместо причины лечат симптомыПравительство Иркутской области вместо конкретных шагов по демеркуризации бывшего цеха ртутного электролиза Усольехимпрома занимается перепиской с федеральными структурами. Об этом сказал практически каждый выступающий на выездном заседании Законодательного Собрания Иркутской области под председательством спикера областного парламента Сергея Сокола в администрации города 22 октября. Речь на нем шла о ситуации на промплощадке в прошлом градообразующего предприятия.


Письма не доходят?

Главная первоочередная проблема сейчас для Усолья — это ликвидация ртутных отходов, которой может не случиться по ряду причин. Главное: проект демеркуризации, стоивший областному бюджету 26 миллионов рублей и одобренный наконец (это уже второй проект!) Государственной экспертизой, может и не реализоваться. Он был подготовлен в рамках реализации федеральной программы охраны озера Байкал, действующей с 2013 по 2019 годы. То есть с 1 января следующего года эта программа свое действие прекращает.

 

Чтобы продолжить работу по демеркуризации и получить средства из федерального бюджета, нужно включение уже в другую федеральную программу — «Чистая страна». Для этого 1,2 гектара земли, находящейся под цехом ртутного электролиза, нужно перевести в собственность субъекта федерации, то есть правительства Иркутской области. Сейчас земля принадлежит Росимуществу. После этого территория должна быть внесена в государственный Реестр объектов негативного воздействия на окружающую среду. И только после этого деньги будут запланированы в федеральном бюджете и выделены на демеркуризацию опасного участка в Усолье. Речь идет об одном миллиарде 250 миллионах рублей.


– К сожалению, правительство занимается только бесполезной перепиской с федеральными структурами,– сообщила и.о. Ангарского межрайонного природоохранного прокурора Оксана Пириятина. – Это ставит под угрозу исполнение демеркуризации. Кроме того, с течением времени устаревает и сама проектно-сметная документация. Из-за этого регион не может получить деньги на ликвидацию загрязнения.

 

Депутат ЗС Роман Габов отметил, что правительство демонстрирует «непонятную медлительность в этом вопросе». Однако на его запрос Министерство природных ресурсов Иркутской области ответило, что 30 сентября проведено совещание при зампреде правительстваТеймуре Магомедове. Одним из решений которого стало поручение региональному Министерству имущества предоставить информацию о возможности передачи того самого 1,2 гектара земли под цехом ртутного электролиза в собственность региона с указанием всех этапов и сроков.


– Приходится констатировать, что каких-то реальных и конкретных шагов действительно не сделано. Что и когда планируется в будущем – тоже под вопросом, – отметил Габов.

— Хочу уточнить, — тут же отреагировал мэр города Максим Торопкин. — Буквально вчера, 20 октября, я разговаривал с представителями Росимущества, мне сообщили, что никаких писем и заявлений из правительства Иркутской области по этому вопросу не поступало…

 

Неуловимый Джо

Депутат Заксобрания региона Степан Франтенко выразил опасение, что область не просто лишится транша из федерального бюджета, она больше вообще не получит никаких денег на демеркуризацию. Депутат предложил поговорить об этом непосредственно с министром природных ресурсов и экологии Иркутской области Андреем Крючковым, чтобы как-то внести ясность в ситуацию.

— Этот министр, как неуловимый Джо,— пошутил председатель Законодательного Собрания Сергей Сокол. — Куда бы я его ни позвал, включая Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, его нигде нет, все время находятся какие-то другие совещания! Даже заместитель председателя правительства присутствует, а его нет!

 

Присутствующие также говорили о необходимости комплексного подхода к очищению всей промплощадки Усольехимпрома от отходов. Именно этого требовала и глава Росприроднадзора Светлана Радионова. Мэр напомнил, что на обсуждении ситуации по промплощадке Усольехимпрома в Москве в сентябре 2019 года, она была крайне удивлена таким фактом: почему работа в течение месяца федеральной комиссии из 30 человек, взявших 190 проб, стоила меньше пяти миллионов рублей, а изъятие аналогичных проб только из 23 цистерн с отходами и утилизация всего лишь одной — 29,5 миллиона рублей?!

 

Поскольку из правительства Иркутской области никто, как ни странно, не присутствовал на заседании в Усолье, ситуацию пояснил руководитель ОГКУ «Дирекция по эксплуатации гидротехнических сооружений и ликвидации экологического ущерба» Валентин Бороденко.

— Такая большая сумма взялась из коммерческих предложений различных организаций, когда готовили тендер. Исходили из того, что в обнаруженных на тот момент 22 емкостях было неизвестное вещество, решили определить его класс опасности, как первый. Одна из емкостей была почти полной, это 55 тонн. Считается, что хранение одной тонны отходов первого класса опасности стоит 400 тысяч рублей. Вот из этого и получилась такая сумма,— пояснил В. Бороденко

 

Пропащая документация

На совещании сказали и о том, что новые и новые емкости с особо опасными отходами продолжают находить. Их уже 65. И, если говорить о процедуре уже их ликвидации, то это еще время, волокита по тендерам и тому подобное. А каждая емкость потенциально опасна, может проржаветь, и результат даже представлять не хочется.


Причем, по словам мэра города Максима Торопкина, конкурсный управляющий банкротящегося ООО «Сибирский Силикон» прислал письмо с просьбой к муниципалитету принять в собственность оставшееся имущество предприятия, которое не удалось реализовать. В случае отказа это будет сделано в любом случае в судебном порядке. В числе прочего в этом имуществе семиэтажное здание, в котором 44 цистерны с отходами! Но одно дело здание, и совсем другое — отходы в нем, ликвидация их стоит бешеных денег и должна проводиться по идее за счет предприятия-банкрота. В марте 2020 аналогичная передача имущества будет ждать муниципалитет от другого банкрота, Усольехимпрома. К конкурсным управляющим вопросов очень много.

 

 

— Я поражен, что скважина, в которую закачано 18 тонн эпихлоргидрина, и которая сочится и создает угрозу жителям, нуждается лишь в ремонте запорной арматуры, — сказал М. Торопкин. — Это бы сняло проблему, по крайней мере, на время, и проведение работ стоит всего около 500 тысяч рублей. И эти деньги первым делом надо было пустить с реализации имущества конкурсными управляющими предприятий-банкротов. Но этого не делается!

 

— А как же так может быть, что нет документации на емкости с отходами? Ее отсутствие — это преступление! На них же номера стоят. Если бы мы знали, что в какой емкости, то не нужно было бы делать дорогостоящие анализы содержимого, работа по утилизации ускорилась бы в разы, — удивился депутат Законодательного Собрания Николай Труфанов.

Но ему дали понять, что, очевидно, все так специально и делалось, чтобы документация бесследно исчезла. Кто, когда и понесет ли вообще за это ответственность — большой вопрос. И теоретически известно, в какой емкости какое ядовитое вещество. Однако теорию к документации на получение транша из федерального бюджета на ликвидацию отходов не пришьешь. А вот «черным металлистам» документов не надо. Они как-то и без них все знали, и емкости с ядовитыми отходами не тронули. Усольчанам оставили.

 

— Длительно фиксируется заражение ртутью канализационной системы, ливневой канализации, — добавила Оксана Пириятина. — То есть ситуация уже давно вышла за границы цеха ртутного электролиза. Есть место складирования шлама за пределами площадки Усольехимпрома с превышением предельно-допустимых норм по содержанию мышьяка и свинца. Необходимо комплексное, единовременное решение всех этих проблем. Получается, что причина не лечится, а только симптомы снимаются. Ситуацию омрачает то, что вся промплощадка, как лоскутное одеяло — участки земли принадлежат разным собственникам. На реальное решение проблемы нужна, прежде всего, добрая политическая воля.

В итоге Сергей Сокол подвел итог совещанию: на ближайшей сессии Законодательного Собрания в среду, 30 октября, максимально эффективно и ярко обсудить этот вопрос снова.


— Я обязательно поговорю и с губернатором Иркутской области Сергеем Левченко, — сказал С. Сокол. — Пока мы все в кучу по Усольхимпрому соберем — земли, документы, деньги, может быть поздно. Необходим координирующий центр, который привлечет максимум сил на решение проблемы, в котором будут детально просчитаны все шаги ее решения.

Ольга КОРОЛЁВА.

Фото автора.

Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика