Промысел Божий
Детство Евгения оказалось
довольно сложным из-за распада семьи. Его отец работал на Химпроме, мама была
домохозяйкой, занималась семьей, воспитывала сына. Все было хорошо до момента
развода родителей и гибели отца. Тогда Евгению было всего семь лет. Чтобы
как-то абстрагироваться от того, что происходило дома, мальчик стал активно
проявлять себя в творчестве, тем более, для этого были все задатки. Занимался
вокалом в клубе по месту жительства «Искра» под руководством солистки хора
имени Олега Чугуевского Галины
Грезиной-Хмелёвой. Уже в семь лет пришел во взрослый состав известного в
городе хора «Усольчане». Тогда Евгений получал колоссальную поддержку от
участников коллектива, активно развивался как вокалист.
Обстановка дома была
тяжелой, и мальчик все чаще стал заходить в Спасо-Преображенский храм, через какое-то
время уже пел в церковном хоре, а после стал регентом Свято-Никольского храма.
В 12 лет Евгений попал в детский дом. И уже оттуда к себе в семью на воспитание
его взял настоятель Спасо-Преображенского храма, протоиерей Николай Лысков.
—
Теперь, оглядываясь назад, я понимаю, насколько Господь руководит человеком, — говорит Евгений. — На каждого у Бога свои планы. Любая встреча,
какой-то опыт даются нам не просто так. В
определенный момент церковь заняла главенствующую роль в моей жизни, сыграла решающую
роль в становлении меня как человека, личности. Я понял, что, если Бог дал тебе
талант, ты должен его использовать для служения людям. В моем случае — петь. Не
только на сцене, но и в церкви.
Евгений уже в юности был
довольно целеустремленным парнем, восьмой и девятый классы он окончил за один
год, хотел поскорее получить аттестат. После окончания школы пошел по стопам
названного отца, поступил в Духовную семинарию в Екатеринбурге. Но окончить ее
не удалось: по предложению ранее бывшего ректором семинарии митрополита
Викентия, ставшего главой Среднеазиатского митрополичьего округа, Евгений с
товарищами едет в Киргизию, где тогда создавали православную епархию. Для этого
в семинарии он взял академический отпуск. Под руководством епископа Бишкекского
и Киргизстанского Феодосия стал прививать православие в мусульманской стране.
—
Эта работа продолжалась для меня год, времена были тяжелые, нести Божье слово
приходилось в сложных условиях,— вспоминает Евгений. — Нам даже
угрожали, требовали, чтобы мы уехали, иначе нас перережут всех. Но с Божьей
помощью мы сделали свое дело, работа епархии была поставлена на хороший
уровень.
И как раз в этот момент
Евгению по семейным обстоятельствам срочно пришлось вернуться в Усолье, чтобы
заниматься судьбой младшей сестры, которая родилась у матери в другой семье. По
тем же причинам, что и в свое время Евгений, девочка оказалась в
социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних. Евгений устроил
сестренку в Иркутскую школу музыкальных воспитанников с пансионным проживанием.
Сейчас она уже учится в Иркутском музыкальном училище имени Шопена. И после
этого в Екатеринбург он уже не вернулся, образование продолжил в Кузбасской
православной духовной семинарии.
От «Звонницы» до «Забайкальских казаков»
В 2013 году Евгений создал вокальный
ансамбль русской песни «Звонница».
—
Тогда меня пригласил к себе генеральный директор СХ ПАО «Белореченское» Гавриил Степанович Франтенко, — рассказывает Евгений. — Он сказал, что есть несколько людей, которые
удивительно поют. Поначалу нашей задачей было создать церковный хор для
Сосновского храма. И уже потом наша деятельность выросла до ансамбля русской
песни «Звонница». Нам очень помогла руководитель цеха инкубации СХ ПАО
«Белореченское» Татьяна Яхно, были
пошиты костюмы, которые у нас сохранены и до сих пор.
«Звонница» успешно выступала
в Усолье, в том числе и на городских праздниках. На праздновании 345-летнего юбилея
города, в 2014 году, в жизни Евгения случился очередной поворотный момент. На юбилейном
торжестве в Усолье пригласили выступить Государственный ансамбль песни и пляски
«Забайкальские казаки». Руководителю коллектива рассказали, что в Усолье есть
голосистый парень Евгений Агафонов. Тут же его прослушали и пригласили стать
артистом прославленного коллектива.
—
Я тогда мучился выбором, пошел к своим артистам в «Звонницу» и сказал: «Как вы
рассудите, так и будет, стоит ли мне уезжать с «Забайкальскими казаками»?»
Конечно же, все сказали — езжай, развивайся, это такой шанс прекрасный. Так я
уехал из Усолья в Читу уже в составе прославленного коллектива.
Новая работа, безусловно,
дала Евгению колоссальное развитие как вокалисту. У «Забайкальских казаков», с
которыми постоянно занимались лучшие хормейстеры и балетмейстеры Забайкалья,
постоянно шли репетиции и концерты. Евгению пришлось перестраиваться с
классического народного вокала на казачью манеру исполнения, и это далось
непросто. Но уже вскоре на сцене ему поручили два сольных запева, что
происходит далеко не со всеми артистами. В первый раз Евгения трясло в прямом
смысле этого слова, страшно было не справиться со своей миссией, когда за твоей
спиной стоит коллектив крутых профессионалов с 25-летней историей. Он должен
был исполнить запев песни «По диким степям Забайкалья» и так волновался, что
оркестру пришлось играть вступление два раза, прежде чем начинающий артист
запел! Но справился, впоследствии ему поручали другие запевы и сольные партии.
В составе «Забайкальских
казаков» Евгений ездил в большой гастрольный тур по странам Европы – в Бельгию,
Францию, Польшу, Германию, Белоруссию. За 45 дней артисты дали 53 концерта! У
них было всего четыре выходных, чтобы ознакомиться с экскурсионной программой.
— На
этих гастролях произошел экстремальный случай, — вспоминает Евгений. — У нас в репертуаре была знаменитая песня
«Калинка», мы ее использовали, чтобы показать мастерство нашей балетной труппы,
а пели ее под фонограмму. Другие песни, конечно, вживую. И вот мы стоим на
сцене во Франции, началось вступление, и вдруг музыку выключают, организаторы
говорят — исполнение под фонограмму — штраф от 20 до 200 тысяч евро. А мы уже
стоим на сцене перед полным залом, выступаем в составе концерта, где собрались
профессионалы высочайшего класса из Индонезии, Африки, Мексики, Франции,
Бельгии, Польши, Германии, Украины. У этой песни очень сложный запев, она и в
музыкальном плане сложная. Но наша солистка Галина Нелюбина взяла меня за руку, и мы запели, потом уже и
оркестр подстроился, все прошло великолепно. Вот такой европейский уровень. Когда
ты свою страну представляешь, нельзя упасть в грязь лицом!
Дома лучше, чем везде
Благодаря работе в
«Забайкальских казаках» Евгений стал на уровень выше, увереннее как вокалист.
Постоянно ездил на гастроли. Но в Усолье, на Родину, его очень тянуло.
—
Вот сейчас мне говорят: ты в стольких городах побывал, неужели тебе не хотелось
остаться там жить? —
говорит Евгений Агафонов. — Честное слово
— нет! Именно жить я хочу в Усолье, а ездить по странам и городам по работе или
на отдых — конечно. Но не жить. Домой я часто приезжал, и в один из таких отпусков
отец Николай мне сказал — хватит уже ездить, возвращайся домой. И я вернулся, и
ни капли об этом не жалею. Хотя расставаться с друзьями, коллегами по ансамблю
«Забайкальские казаки» было очень сложно, как будто бы часть тебя отрезают.
Вернувшись, Евгений стал
петь в Спасо-Преображенском храме, а через три месяца по благословению отца
Николая в Иркутске митрополитом Иркутским и Ангарским Вадимом был рукоположен в
священный сан дьякона. И этот сан несет до сих пор, помогает на службах в
церкви.
Параллельно Евгений стал
заново собирать ансамбль «Звонница», в него вошли как «старые», так и новые
участники: Елена Козявина, Наталья
Пусенкова, Анна Трошева, Юлия Юницкая, Алексей Лобанов, Игорь Матузков, Татьяна
Санникова, Татьяна Дорожкова, Гульнара Нарзуллаева, Мария Нехорошева.Поначалу даже репетировать было негде, делали это даже в церкви. Уже потом в ДК
«Мир». Все было на голом энтузиазме и общественных началах. Но постепенно
ансамбль набирал, как говорится, обороты. В ноябре 2017 года Евгений устроился
в ДК «Мир» хормейстером, и после этого «Звонница» вышла на новый уровень.
—
Мне очень нравится работать под руководством директора ДК «Мир» Кирилла Артемичева, — говорит Евгений. — Очень сложно найти такого грамотного и
понимающего проблемы своего коллектива человека, который обеспечивает костюмами,
адекватно относится к тому, что ансамблю нужно развиваться, участвовать в
конкурсах. Например, в 2018 году прошел первый Всероссийский фестиваль
«Байкальская волна», там был возрастной ценз до 35 лет. И Кирилл Артемичев
поехал в составе «Звонницы»! Мы стали лучшими на этом фестивале и привезли
диплом лауреатов первой степени! То есть, когда надо, он и рядом с нами на
сцене встать может!
Сейчас у «Звонницы» — второе
рождение. Каждый концерт неизменно собирает аншлаг, артисты постоянно ездят по
приглашению по Усольскому району, дают по пять-шесть концертов в месяц, выступают
на всех праздниках в Усолье. У ребят очень плотный репетиционный график. В
планах — подготовка к участию во всероссийских музыкальных фестивалях и
конкурсах. Готовят также документы в Иркутский областной Дом народного
творчества на присвоение коллективу высокого звания «Народный». Ну, а к 23
февраля в Доме культуры «Мир» Евгений готовит большой сольный концерт, где
исполнит для усольчан много хороших песен с участием других солистов «Звонницы».
Ольга КОРОЛЁВА.
Фото автора и из архива Е.
Агафонова.