Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » Сергей Гарбарчук: Афганистан забыть невозможно

Сергей Гарбарчук: Афганистан забыть невозможно

22-02-2017, 14:33
Автор: nautilus
Просмотров: 2 620
Комментариев: 0
Сергей Гарбарчук:  Афганистан  забыть невозможноДля усольской городской организации ветеранов боевых действий в Афганистане февраль — один из самых занятых и хлопотных месяцев. 15 февраля — годовщина вывода советских войск из Афганистана, к этой дате приурочено множество патриотических мероприятий в школах, на которые приглашают бывших воинов-афганцев. 23 февраля вся страна отмечает День защитника Отечества, праздник проводится традиционно широко, практически всегда на встречи с общественностью тоже приглашают героев различных боевых действий. И сегодня в гостях рубрики «Усольские встречи» — руководитель ветеранской организации воинов-афганцев Сергей Гарбарчук. Во время службы в армии он больше года участвовал в войне в Афганистане. И эти события стали одним из главных впечатлений в жизни, о которых он в подробностях помнит до сих пор.
 
Хулиганистое детство
Сергей Гарбарчук — коренной усольчанин. В детстве активно занимался спортом, боксом — в секции под руководством известного тренера Михаила Берко, во дворе играл с друзьями в футбол и хоккей. Выигрывал в соревнованиях по боксу, занимал первые места на уровне Иркутской области. Много позже, с 2004 по 2011 годы, даже возглавлял городскую федерацию этого вида спорта.
 
— Я был очень хулиганистым мальчишкой, часто приходилось драться, — рассказывает наш герой. — Возникали такие ситуации, когда каждый стремился доказать свои лидерские качества. Вот таким образом приходилось их отстаивать. Как потом оказалось, ребята именно с таким характером и шли служить в Афганистан. Там их хулиганистость направляли в нужное русло. 
 
После окончания школы Сергей с первого раза поступил в усольский филиал Иркутского политехнического института, но отучился только первый курс, и в октябре 1985 года его призвали в армию, так как в вузе не было военной кафедры. Это сейчас студентам дают доучиться. А тогда на это внимания не обращали, если годен — служи. Сергей хотел не просто пойти в армию. Его манила романтика элитных подразделений — ВДВ или погранвойск. Специально для этого даже взял блестящую характеристику в вузе. 
 
В итоге он попал в учебную роту связи 220-й команды погранвойск, базирующуюся в столице Тувы Кызыле. И начались армейские будни. Ежедневно бегали в полном комплекте обмундирования (который очень тяжелый) в полевой учебный центр, за каждым бойцом был закреплен свой автомат, за который несли персональную ответственность, его номер был записан в военном билете. В погранвойсках к подготовке личного состава относились с особым вниманием. Так прошло пять месяцев, и в апреле ребят ждало распределение по пограничным заставам СССР. Однако Сергея оставили в Кызыльской части. Смышленый парень, который быстро завоевал авторитет среди бойцов, понравился местным командирам, решили, что такой и самим пригодится. 
 
Сергей Гарбарчук:  Афганистан  забыть невозможноДва шага вперёд
Сергей получил очень даже «блатное» место — в штабе на коммутаторе, по ночам, когда нет офицеров, мог даже звонить домой. Затем начальник секретной части предложил нашему герою перейти к нему, что было еще более престижно. Но все изменилось буквально в один день. Теплое штабное местечко наш герой без раздумий сменил на совсем другую перспективу.
 
— Тогда про Афганистан было совсем немного информации. Конечно, мы знали, что там идет война, и советские войска в ней участвуют. Но что конкретно там происходит, могли только догадываться, советские СМИ эту тему поднимали редко, — вспоминает наш герой. — Однажды нам объявили, что появилась возможность поехать служить в Афганистан, кто хочет — два шага вперед. И я, по-настоящему еще не понимая, на что иду, сделал эти два шага. По-другому не мог, я был лидером, должен был подавать пример товарищам, если бы не вышел из строя, то вроде как испугался, это было невозможно для меня. Хотя, конечно, отдавал себе отчет, что на войне могут и ранить, и убить. 
 
Примерно 50 человек с Кызыльской части повезли в Даурию, путь по железной дороге пролегал и через Усолье-Сибирское, где Сергею совсем ненадолго удалось увидеться с родными, но им он не сказал, куда едет, было нельзя, да и беспокоить не хотел. На месте прибытия собралось около 800 солдат-срочников, из которых организовывалась Термезская десантно-штурмовая маневренная группа, но набрать в нее было необходимо всего 180 бойцов, их отсеивали по морально-волевым и физическим качествам, проводили беседы с психологом, особистами, командирами из политотдела. То есть на военные действия брали не просто тех, кто хочет, это был очень серьезный отбор. Сергей Гарбарчук его прошел. 
 
И вот в июне 1986 года с одного из военных аэродромов Забайкалья 180 ребят самолетом отправили на границу с Афганистаном. 
Ну, а потом началась подготовка к военным действиям, дневные и ночные стрельбы, обучение владением несколькими видами переносного оружия — автоматом, СПГ, АГС, пулеметом, гранатометом, огнеметом. Воспитывалась взаимозаменяемость, чтобы солдаты, если рядом кто-то из товарищей погибнет, могли взять в руки его оружие и продолжить бой. Учили в кратчайшие сроки высаживаться из вертолета и занимать круговую оборону. Этим занимались три месяца, в итоге к октябрю 1986 года впервые созданная Термезская десантно-штурмовая маневренная группа была полностью акклиматизирована, обучена и морально готова. 
 
Сергей Гарбарчук:  Афганистан  забыть невозможноВ Афганистане
Первое боевое крещение Сергей Гарбарчук с товарищами принял 11 октября 1986 года в кишлаке Чичка афганской провинции Кундуз. Все операции проводились по одной схеме: десант высаживался из вертолетов вокруг кишлака, бойцы занимали круговую оборону, не давая душманам выйти из кишлака. Бандиты, разумеется, массированно отстреливались, их задачей было вырваться из блока советских бойцов и уйти.
 
— Самое сложное было высадиться из вертолета, их бывало до пятидесяти. В зависимости от обстановки они садились или зависали на пару метров над землей, мы выпрыгивали, рассредотачивались на местности, все это под обстрелом. Надо было и самому постараться остаться живым, и вертолеты, это были МИ-8 и МИ-24, сохранить, их могли легко сбить, — рассказывает С.Гарбарчук. — Поэтому высадку необходимо было сделать максимально быстрой, после чего вертолеты улетали. А мы под шквальным огнем, каждый для себя искали укрытие, главное — голову хотя бы спрятать, и начинали обстреливать моджахедов. Эти первые минуты были самыми опасными, когда боец еще не защищен укрытием, а на земле его встречают стрельбой. Перед каждой операцией работала разведка, она собирала сведения, в каком кишлаке стоят душманы. Действия советских войск разрабатывались очень тщательно, на уровне командования погранвойск и КГБ в Москве. По громкой связи на нескольких восточных языках душманам предлагали сдаться, а местному населению — покинуть место боевых действий. Бывало, что бандиты прикидывались простыми дехканами (крестьянами — прим. ред.), но мы научились их отличать. У бандитов всегда от автомата натерто плечо. Пленных мы сразу сдавали местным органам власти в Царандой — милицию, или Хад — что-то вроде афганского КГБ. Убивать их было нельзя, это считалось преступлением со всеми вытекающими последствиями со стороны советского правосудия, стрелять в человека можно только в бою. И этих пленных потом через какое-то время отпускали, большинство переходило из оппозиции на сторону правительственных войск. Пару понедельников отвоевал — и к своим, в душманы. Да и местное так называемое гражданское население доверия не вызывало: днем он дехканин, а ночью стреляет в рядах басмачей или духов, как мы их называли. Восток — дело тонкое…
 
Если после предложения сдаться из кишлака никто не выходил, следовал ракетно-бомбовый удар, после чего шла зачистка. Простреливать кишлак можно было и по три дня, и более. Вертолеты с пищей и боезапасом прилетали только после того, как активная фаза боевых действий прекращалась. На первые три дня у десантников всегда в РД был с собой запас сухого пайка, но они предпочитали взять больше патронов, чем еды, от этого зависела жизнь. После основного боя солдаты шли в кишлак, чтобы выявить последних оставшихся «духов». Уже в первой операции погибло два бойца. А таких операций у Сергея было 27, и он в деталях помнит каждую. Последняя — многоэтапная — длилась 17 дней, за взятие Дарбанда, который считался неприступной душманской крепостью. Это было в декабре 1987 года, хотя все, кто ушел в армию вместе с Сергеем, еще осенью демобилизовались домой. И именно тогда он получил легкое ранение в ногу, что было очень обидно, ведь считал себя уже почти дембелем. Дарбанд советские войска взяли, многие офицеры и солдаты получили за ту операцию высокие награды, один из командиров — даже звание Героя Советского Союза. Наш герой был представлен к медали «За отвагу», но почему-то до сих пор ее не получил. 
 
После войны
Говорить про свою войну в Афганистане Сергей Гарбарчук может часами, увы, все это вряд ли может войти в ограниченную газетную площадь. Но тем ценнее информация, которую он, вместе с товарищами, рассказывает на патриотических занятиях ребятам в учебных заведениях Усолья и Усольского района. Возглавить ветеранскую организацию воинов-афганцев ему предложил в апреле 2010 года на тот момент председатель городского Совета ветеранов Пётр Шустов. Сейчас организация насчитывает 46 ветеранов боевых действий в Афганистане.
 
С боевыми товарищами и командирами Сергей Гарбарчук теперь общается через Интернет, несколько лет назад был создан сайт Термезской  десантно-штурмовой маневренной группы. Они даже несколько раз встречались, вспоминали свои боевые будни, погибших друзей.
— Я до сих пор признателен своим отцам-командирам, сейчас понимаю, что благодаря их строгости и заботе большинство из нас остались живы, — признается Сергей Юрьевич. — Они старались сделать все возможное, чтобы мы были подготовленными и не совали лишний раз свою голову под пули.
Ольга КОРОЛЁВА.
Фото из архива С.Гарбарчука.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика
интим массаж в новосибирске