Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Город, события, люди » Обстоятельства гибели — через много лет

Обстоятельства гибели — через много лет

27-02-2020, 09:01
Автор: nautilus
Просмотров: 951
Комментариев: 0

Обстоятельства гибели — через много летВ преддверии 75-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне многие усольчане стремятся как можно больше узнать о родственниках, участвовавших в сражениях. У Николая Власевского это желание появилось очень давно и без привязки к юбилейным датам. Он еще от отца Степана Власевского был наслышан о своем дяде, родном брате отца Георгии. Он погиб в июле 1943 года в 26 лет в боях на Курской дуге, был летчиком, командиром экипажа тяжелого бомбардировщика ЛИ-2. Награжден орденом Красной Звезды в 1942 году.


Его жена Нина Леонидовна (Бланкова) работала учителем начальных классов и вместе с дочерью Людмилой жила в Тельме. Сюда и собирался вернуться после войны Георгий Власевский. В настоящее время его дочь Людмила Георгиевна живет в Санкт-Петербурге.


Георгий Власевский родился в 1917 году в Тельме Усольского района Иркутской области в простой семье. Отец Дмитрий Александрович работал плотником на Тельминском спиртзаводе, ушел их жизни в 1950-е годы. Мать Анастасия Гавриловна - домохозяйка. До самой смерти в 1961 году получала из военкомата повестки, что ее пропавший без вести сын «разыскивается». Она не верила до последнего, что сын погиб, была убеждена, что он жив, в поисках истины ходила по гадалкам и ведуньям, спрашивала, выжил ли он. И когда ей говорили обратное, бедная женщина искала новую ведунью.

 

В Советскую армию Георгий Власевский вступил в 1940 году. Сначала устроился на иркутский аэродром водителем, а потом прошел в ДОСААФ курсы пилотов. Большое фото выпуска 1939 года долго хранилось в семье, а потом при переездах куда-то пропало. И уже будучи пилотом с удостоверением в 1940 году поступил, а уже в 1941 году окончил 1-ю Чкаловскую военно-авиационную школу пилотов имени К.Е. Ворошилова и был направлен в Первый гвардейский авиаполк дальнего действия. Летал вторым пилотом на ТБ-3, затем командиром Ли-2, погиб в звании младшего лейтенанта.


В 1942 году летал на тяжелом бомбардировщике ТБ-3 с командиром экипажа Николаем Котелковым, впоследствии ставшим Героем Советского Союза, и штурманом Александр Боднаром. Уже после окончания войны Александр Боднар написал книгу «О времени и о себе», где рассказал, как их экипаж однажды был сбит немцами, как сделали вынужденную посадку, а потом смогли вернуться в полк. Эта книга вышла очень маленьким тиражом в 1500 экземпляров.


— Моя дочь Надежда вместе с мужем и тремя детьми живет в Москве. По моей просьбе она сходила в библиотеку имени Ленина и нашла там эту книгу, сфотографировала все страницы, переслала второй моей дочери Наталье в Иркутск. Мы эти листы распечатаем, чтобы рассказ о моем дяде хранился в его семье.

 

Из книги Александра Боднара «О времени и о себе»:

«…28 мая для выброски грузов окруженному кавалерийскому корпусу на площадку Б. Еловка вылетел экипаж капитана А.Н. Котелкова, где я был штурманом. На высоте всего 300-400 метров мы прилетели к площадке. Во время разворота зенитно-пулеметным огнем противника из строя были выведены два двигателя из четырех. Самолет, наполненный тяжелым грузом и бензином, лететь дальше не мог. Котелков мастерски совершил посадку на кустарник, подломилось одно шасси, но экипаж не пострадал. Вначале хотели сжечь самолет, но командир сказал, что, возможно, машинам и танкам, находящимся в окружении, потребуется бензин, которого в самолете было несколько тонн. Забрав сухие пайки, экипаж направился в расположение окруженных войск. Там мы несколько дней ожидали самолет с «большой земли», но из-за того, что в воздухе патрулировали немецкие самолеты, наши не смогли сесть. И только 1 июня 1942 года на посадочную площадку Лущиково перед рассветом сел самолет ЛИ-2 (командир корабля Таран), на котором А. Котелков и я добрались до аэропорта Внуково, а затем и до аэродрома вылета Монино. Остальные члены экипажа - летчик Власевский и радист Н. Тютюниченко - позже вышли из окружения, а борттехник Литвин, к сожалению, погиб…».


Тогда летчики спаслись чудом, а вот в сражениях на Курской дуге, уже будучи командиром экипажа, 17 июля 1943 года в районе села Каменка, южнее города Изюм Харьковской области, Георгий Дмитриевич Власевский погиб. По воспоминаниям штурмана Первого гвардейского авиаполка дальнего действия А.Н. Боднара, зенитный снаряд попал в кабину самолета.


Командир Георгий Дмитриевич Власевский, воздушный стрелок-радист ст. сержантНиколай Михайлович Лошаков и воздушный стрелок ст. сержант Николай Яковлевич Сагай погибли. Так как их тел не нашли, они стали считаться пропавшими без вести.

 

— Уже много позже я нашел книгу не только А. Боднара о событиях тех дней, но и подробнейшее исследование подполковника в отставке, кандидата исторических наукАнатолия Сергиенко «Бомбардировщики дальней авиации в небе над Курской дугой», — рассказал Николай Власевский. — Он тоже бывший летчик, служил в этом же полку имени Николая Гастелло, но уже после окончания Великой Отечественной войны. И написал большое исследование истории полка в годы войны, про Курскую битву описал практически каждый день с 5 июля по 23 августа 1943 года. Разговаривал с фронтовиками, ветеранами своего полка, и по их свидетельствам по крупицам восстанавливал ход событий. Так вот, в его книге есть рассказ спасшегося штурмана из экипажа моего дяди — Ивана Михайловича Косогина. И он рассказал заслуживающий внимания факт: когда в самолет попал снаряд, Георгий Дмитриевич Власевский был ранен, но успел выпрыгнуть с парашютом. А сам штурман прыгал уже после него и видел внизу раскрывшийся парашют. Получилось так, что из экипажа выжили двое, а трое погибли. Штурман потом перешел линию фронта и попал к своим. Но я потом читал, что один из погибших, Николай Яковлевич Сагай — был из Харьковской области, из деревни, которая располагалась в ста километрах от места предполагаемой гибели моего дяди. Так может, они все спрыгнули с парашютами и попытались дойти до родственников Николая Сагая? Возможно, были обнаружены и убиты. Я собирал данные, что в тех местах в районе двух Каменок погибло 1680 советских солдат, из них имена 53 неизвестны. Жаль, что наши государства сейчас разъединены, было бы здорово поехать туда, поспрашивать, может, что-то удалось бы узнать…

 

Николай Власевский очень жалеет о том, что в 1990-е годы не было Интернета, он бы намного раньше узнал об истории службы своего дяди, мог бы повстречаться и поговорить о нем с его однополчанами. Ведь тот самый штурман Иван Косогин ушел из жизни в 90-ые, то есть с ним еще можно было встретиться.

 

— Когда только-только появилась программа «Жди меня», я отправил туда фотографии дяди, его данные, чтобы они установили, как он погиб, где похоронен. Но ничего мне не ответили, — сокрушается Николай Власевский. — Да и военкомат не искал, только отписки бабушке присылали… Потому что если бы по-настоящему искали, уже тогда нашли бы нам свидетеля его гибели, штурмана Ивана Косогина, и мы бы успели с ним поговорить…

Увы, нет уже в живых Ивана Косогина и других однополчан. Александр Боднар, к счастью,жив, ему уже 102 года, Николай Власевский пытался с ним поговорить, но ветеран очень плохо слышит, удалось пообщаться только с его соавтором по книге воспоминаний Виктором Алёшиным. Он, как и Анатолий Сергиенко, писал об истории войны со слов ветеранов. Главное, что свидетели той эпохи успели передать свои воспоминания, написаны книги, а значит, не умрет и память. Николай Власевский, племянник героя-летчика Георгия Власевского, его дочери и внуки каждое 9 Мая ходят с его портретом в Бессмертном полку — в Усолье, Москве и Иркутске, а дочь героя Людмила — в Санкт-Петербурге.

Ольга КОРОЛЁВА.

Фото автора и из архива Николая ВЛАСЕВСКОГО.

Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика