Регистрация Войти
Вход на сайт
Качественные бесплатные шаблоны dle скачать с сайта
Городская » Главная » Что происходит на промплощадке Усольехимпрома,

Что происходит на промплощадке Усольехимпрома,

15-03-2021, 08:18
Автор: nautilus
Просмотров: 929
Комментариев: 0
Больше года назад правительство Иркутской области привлекло к ликвидации отходов «Усольехимпрома» Госкорпорацию «Росатом». Все это время Федеральный экологический оператор, предприятие «Росатома», держал жителей города в курсе того, что происходит на территории бывшего градообразующего предприятия. Например, на прошлой неделе организовал технический тур на промплощадку, участниками которого стали четверо горожан: Почетный химик РФ, бывший генеральный директор ООО «Усолье-Сибирский Силикон» Георгий Петров, депутат городской Думы Валентина Дорошина, руководитель ООО «НАЛ» (Независимая аналитическая лаборатория) Галина Григорьева и жительница Усолья Дарья Дорогова. 
Делегация проехала по промплощадке, и специалисты Федерального экологического оператора показали, как продвигаются работы по реализации первоочередных мер по ликвидации наиболее сложных объектов, ответили на вопросы о рекультивации территории и создании экотехнопарка по переработке химических отходов. Как отметил начальник управления экологического инжиниринга Федерального оператора Михаил Щербаков, важно, чтобы до жителей города доходила объективная и достоверная информация. 
«Городская газета» попросила участников технического тура поделиться впечатлениями от поездки по промплощадке. 
Валентина Дорошина: Особых изменений 
не увидела
– У меня возникло двоякое ощущение, – рассказала Валентина Дорошина. – О поездке, ее инициаторами стали наши избиратели, договаривались заранее, подавали список желающих участвовать в ней в Росатом, но когда приехали, оказалось, что для двух человек не выписаны пропуска – якобы не разрешила администрация города. Некоторые решили поддержать их и тоже не пошли. Нас привезли на промплощадку и сделали остановку у стенда, рассказывающего о перезатарке отходов из найденных на территории цистерн. На вопрос, где сейчас находится жидкость, представитель экологического оператора ответил, что она перелита в 360 металлических емкостей, ее объем 6000 литров, и хранится в старых складах. 
Затем мы приехали к двум бетонным площадкам. На одной лежат разрезанные металлические конструкции цеха ртутного электролиза и куча железобетонных конструкций. Нам объяснили, что все это пойдет на металлолом после обработки специальным раствором. Для использованного раствора собираются строить очистные сооружения. 
Почти на всей территории промплощадки  пусто, только сварщики режут металл, а так – ни техники не видно, ни людей. Как нам объяснили, металл режут на частных предприятиях, которые съехали с промплощадки. Меня смутило, что работы фактически не ведутся. Только на скважинах мы увидели вагончики и работников подрядчика, местного предприятия «Недра», которые занимаются ликвидацией скважин. 
Я спросила о сроках изготовления проекта по демеркуризации цеха ртутного электролиза. Выяснилось, что проекта нет, документы еще только готовятся. Оператор сам планирует подготовить проект к концу года и отдать его на экспертизу. 
Я читала, что на ликвидацию цеха правительство Российской Федерации выделит один миллиард 200 миллионов рублей. А есть ли какие-то сметы, откуда такая цифра? Конечно, размах планируемых работ, о которых нам рассказали, впечатляет, но пока особых изменений я не увидела. При этом огромные суммы уже выделяются. Хорошо, если будет сделано все, что запланировано. Но нам уже неоднократно обещали превратить Усолье в город-сад, так что посмотрим, что получится в этот раз. 
Галина Григорьева: Работы идут, 
берутся пробы
Галина Григорьева о состоянии промплощадки знает, пожалуй, больше всех участников тура – много лет она руководила санитарной лабораторией Химпрома, где работали 60 специалистов. А сейчас возглавляет ООО «НАЛ», которое с 2017 года за свой счет ежегодно проверяет уровень загрязнения атмосферного воздуха и почвы в один из самых жарких летних дней – как известно, ртуть начинает испаряться при температуре воздуха от плюс 17 градусов и выше. Пробы специалисты лаборатории берут на нескольких точках: при северо-западном ветре – на территории от промплощадки до стелы на выезде из города в сторону Ангарска, при юго-восточном – от станции «Химической» до поселка Белореченского. И ни разу за четыре года чувствительный прибор не показывал превышения ртути, оставаясь на отметке ниже нижнего предела. По мнению специалиста, обстановка по содержанию ртути в атмосфере и почве стабилизировалась еще в 2008 году. 
– Незадолго до поездки мне позвонили из Иркутска и рассказали, что у нас на промплощадке якобы вырыли траншеи, в которые сбрасывают без разбора все строительные конструкции, – поделилась Галина Николаевна. – Поэтому, когда мне предложили съездить на Химпром, я сразу согласилась. Обратила внимание, что теперь на промплощадку так просто не попасть – такого «проходного двора», как раньше, нет: охрана, проверка, ничего лишнего не провезешь и не вывезешь. Частники выкупили эстакады и разрезают их на металл, выкуплены также некоторые цеха, здания пожарной части, фабрики-кухни. Их обследуют на загрязнение ртутью, органическими веществами и тяжелыми металлами, затем будут демонтировать и очищать. Замечу, что сейчас при анализе определяется содержание общей ртути, тогда как опасна только металлическая – она испаряется, а связанная ртуть не опасна. Но не разбирающиеся в этом люди начинают рассказывать всякие ужасы о том, что происходит на Химпроме. 
Никаких траншей, о которых мне рассказали, я не увидела. Вместо них – забетонированные площадки, на которых после демонтажа эстакад складывают металл и строительные конструкции. С одной стороны – сильно загрязненные, с другой – менее, все четко и аккуратно. Представитель Росатома объяснил, что их будут заливать демеркуризационным раствором, он будет стекать в желоба вокруг бетонной площадки и уходить на локальную очистную установку для сточных вод. Видно, что идут работы, берутся пробы, всю осень на промплощадке работали специалисты ангарского филиала Федерального медико-биологического агентства. 
Нам показали, что после перетарки химических отходов из цистерн их разрезали пополам, чтобы ни у кого не возникло мысли залить в них еще что-то. Толстостенные бочки с жидкостью из цистерн находятся на складе, который огорожен и охраняется. Очень много техники у скважин. Нас убедили, что загрязненный отходами рассол откачивают в емкости, все безопасно. 
То, что сегодня происходит на Химпроме – лучше, чем если бы там все бросили и оставили, как есть. Надеюсь, что завод по утилизации химических отходов  построят, с его помощью удастся очистить промплощадку, а затем и отходы с других предприятий региона. Современные технологии позволяют это сделать. 
Георгий Петров: 
Для нас делается огромное дело
Четыре месяца назад Георгий Петров уже встречался со специалистами Федерального экологического оператора и побывал на площадке, где ведутся работы по ликвидации накопленного вреда от деятельности бывшего градообразующего предприятия.
– 1 марта мы увидели разрезанные пополам железнодорожные цистерны, в которых ранее находились разные химикаты и отходы производства, перекачанные Росатомом в контейнеры и толстостенные бочки. Посмотрели снаружи на склады, где теперь все это хранится, – рассказал Георгий Николаевич. – Подъехали к бывшему корпусу 2101 производства хлора и каустика методом ртутного электролиза. Теперь он демонтирован и представляет собой несколько огромных куч бетонолома и различного металла. Здесь же идет подготовка герметичных площадок-бассейнов, в которых при наступлении положительных температур будет производиться демеркуризация всех останков корпуса, т.е. обработка их специальными реактивами, превращающими ртуть в безопасные соединения. 
Различные шламы и грунт с ртутью, который скоро начнут выбирать из-под бывшего цеха, планируют загружать в специальные герметичные контейнеры, которых мы пока не видели, для хранения до пуска в работу завода по переработке ртутьсодержащих отходов – НПК «Восток». Вокруг периметра демонтированного корпуса 2101 на глубину 10 метров будет организована инфильтрационная защита от расползания ртути.
В настоящее время контроль содержания ртути в воздухе ведется постоянно передвижной лабораторией Росприроднадзора на бывшей проходной Усольехимпрома и периодически в городе «Независимой аналитической лабораторией». То, что эта лаборатория усольская, и в ней работают жители нашего города, придает уверенности в достоверности анализов воздуха, которым мы дышим. Как сказали специалисты, пока не было зафиксировано ни одного превышения вредных веществ в воздухе.
В завершение экскурсии мы посетили рассолопромысел УХП. Там продолжаются работы по замене прокорродировавших трубопроводов скважин и подготовке к тампонированию-бетонированию соляных камер. Перед этим с камер стравливается давление, в ходе чего на поверхность в емкости выдавливается рассол с нефтепродуктами. Где будут храниться, и как эти смеси будут перерабатываться, пока не знаем. Ну и, конечно, как я уже писал в «Городской газете», вызывает сожаление, что все остатки нефтепродуктов после стравливания давления будут захораниваться в соляных камерах. Это вполне может стать в любое время причиной появления новых нефтяных линз. А если эти нефтепродукты «вылезут» не на берегу, а под дном Ангары? Как минимум, необходимо возобновить контроль за химическим составом и уровнем подземных вод через существовавшую систему контрольно-наблюдательных скважин. 
По скважине-камере Р-2х, в которую было закачано 18 тысяч тонн отходов производства эпихлоргидрина, разговор особый. Дело в том, что специалисты Росатома уверяют нас, что этих отходов в камере больше нет. Но куда же они исчезли? Во время стравливания давления из камеры на поверхность выдавилось, как нам пояснили, около 300 кубометров соляного раствора с примесями хлорорганики. А где же еще более 15 тысяч тонн отходов? 
Необходимо, чтобы городские и региональные власти как можно скорее определились с проведением работ по обезвреживанию скважин-камер и на рассолопромысле сользавода, потому что эти камеры опаснее химпромовских.
Во время нашей экскурсии появилась какая-то ясность по шламонакопителю. Как нам пояснили, его известковые шламы, зараженные ртутью, тоже будут перерабатываться в экотехнопарке. До этого будет усилена дамба шламонакопителя, обеспечена ее герметичность, организована инфильтрационная защита подземных вод с помощью специальных свай.
В заключение хочу обратиться к жителям Усолья-Сибирского. Земляки, для решения накопившихся экологических проблем для нас делается очень важное, огромное дело, и мы должны всячески поддерживать в этом Росатом. А государственную корпорацию просим быть с нами предельно открытой и понятной, чтобы мы были уверены, что все проводимые работы не принесли никаких вредных выбросов и опасностей для жителей нашего города и района.
Подготовили 
Инна ПРОКОПЕНКО, 
Марина ПЕРЕВАЛОВА.
Фото ТК «Усолье» и Галины Григорьевой.
Рейтинг статьи:
0
Нашли ошибку?   
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Оставить комментарий
Ваше имя: *
Ваш e-mail: *
Текст комментария:
Яндекс.Метрика